НАЧАЛО НОВОСТИ СОДЕРЖАНИЕ САЙТА ENGLISH Заказы на электронные книги, а также вопросы по моделированию, конструированию и технологии пошива одежды направлять по адресу |
женская |
NEW Том 7. Перевод нагрудных и талиевых вытачек |
Том 5. Базовые лекала изделий с втачным рукавом |
Том 6. Моделирование воротников, оформление горловин и застёжек | Том 8. Моделирование втачных рукавов |
женская |
Том 1. Базовые лекала юбок. Юбки прямые, зауженные и расширенные | Том 2. Юбки со складками и конические юбки | Том 3. Юбки клиньевые, с воланами, с лепестками, с драпировками | Том 4. Брюки |
мужская |
Том 1. Рубашки и трусы | Том 2. Брюки | Том 3. Джинсовый костюм | |
детская |
Том 1. Бельё АКЦИЯ - бесплатно | Том 2. Лёгкая одежда |
АЛЬМАНАХ
Д.П.Глаголев
преподаватель кафедры композиции Московского технологического института легкой промышленности
ХУДОЖНИК И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
источник - Журнал МОД 3/1971
иллюстрированный журнал культуры одежды Министерства легкой промышленности СССР
Существует мнение, что каждый человек в той или иной степени — художник. Этим и объясняется постоянное стремление к новым формам, линиям, краскам в предметах, которые окружают нас в быту. Сегодня мы особенно высоко ценим их эстетические качества. Стало очевидным, что чем больше предмет отвечает своему назначению, тем выше должна быть его эстетическая ценность. Художники не оставляют в покое ни одной вещи нашего обихода, смело нарушая традиции, даже очень давние, если они не отвечают требованиям сегодняшнего дня. Привычные очертания и формы инструментов, приборов, машин изменяют свой облик. И, удивительное дело, становятся не только эстетически выразительными, но и очень удобными, ловкими. Подчеркивая назначение вещи, делая ее предельно функциональной, художник тем самым повышает ее эстетические качества. Изменяется и примелькавшееся, но далеко не всегда продуманное, цветовое окружение людей.
Активное вторжение прикладного искусства в нашу жизнь и связанная с ним деятельность художников, инженеров и ученых породили и художественное конструирование, которое сегодня расшифровывается как новый вид проектной, исследовательской и художественной деятельности, направленной на организацию и эстетизацию предметного окружения человека. Соответственно появился и художник-конструктор, специалист по художественному проектированию предметов, производимых промышленностью. Его работа разнообразна: от совер-шенствования формы современных лайнеров до модернизации столовых приборов. Заметим, что для художника-конструктора всестороннее знание предмета необходимо: он постигает секреты инженерного искусства, а инженеры изучают основы художественного творчества. Такое сочетание в одном человеке высокого эстетического вкуса и инженерных знаний помогает художнику учитывать в своей работе три условия, сформулированные еще римским архитектором Витрувием; удобство, прочность, красота.
Из всех предметов, окружающих нас, одежда — наиболее близкий, и поэтому неизбежны наши требования к форме, колориту, удобству изготовления и эксплуатации. И здесь рука художника-конструктора придает предметам наибольшее удобство, сглаживает шероховатости формы, обобщает линии покроя, делая их удобными для шитья.
Недавно возникшая область науки — эргономика, изучающая систему человек-машина, исследует характерные движения человека с тем, чтобы организовать его труд, создать удобство в работе с приборами и машинами. Производственный костюм находится в поле зрения эргономики и нередко даже приближается к защитным приспособлениям и устройствам. Одежда космонавтов, в разных частях которой по установленной программе изменяется давление, может служить подтверждением этой мысли. Требования эргономики находят отражение и в бытовой одежде.
Мы хотим чувствовать себя в одежде непринужденно, свободно: не расправлять поминутно складки, не оттягивать воротник и не чувствовать тугой застежки. Мы хотим, чтобы вещь легко снималась и надевалась, чтобы ее удобно было складывать, стирать, сушить, гладить. Она также должна быть ловкой, удобной в обращении. Поэтому, заботясь о красоте современной одежды, модельеры не должны забывать и об «инженерной» стороне ее.
Вот что говорили, например, художники из Чехословакии в своем докладе на XII заседании Постоянной рабочей группы по вопросам культуры одежды при СЭВ; «Скорость одевания станет одним из важнейших аспектов при оформлении одежды будущего». К тому обязывает напряженный пульс нашей жизни — созидательной, творческой, кипучей — и поэтому будущее, о котором говорится в цитате, не за горами. Художник в промышленности не просто создает модель с новыми линиями и колоритом. Задачи, которые он решает, значительно шире: переработать сырье — хлопок, шерсть, лен, искусственные или синтетические волокна или другие материалы — создать из них одежду с максимальным экономическим эффектом, не снижая, разумеется, эстетических качеств предмета.
Почему же именно художник-модельер должен выступать в роли организатора всей этой работы?
Потому, что он заставляет «жить» ткань, предугадывает игру света и тени в будущей модели, очертания складок в движении, влияние и соседство других предметов, сочетание формы, орнамента и колорита одежды с обликом человека. Наконец, потому, что он завершает работу, начатую и продолженную многими специалистами.
Задача модельера качественно отличается от работы других художников-прикладников: их можно считать оркестрантами, а художник-модельер является дирижером. Это ни в коей мере не умаляет заслуг всех участников создания ткани и модели. Продолжая сравнение, можно заметить, что нам одинаково дорого мастерство и блестящего исполнителя, и талантливого дирижера, и мы не противопоставляем их друг другу. Разумеется, знания художника, его эрудиция, квалификация и талант играют здесь решающую роль. Неопытность нередко приводит к тому, что в модели не получается желаемого синтеза эстетики, технологии и экономики. И, напротив, в работе хорошего специалиста между этими «тремя китами» моделирования не возникает разногласий.
В самом решении технической задачи — в раскрое и шитье модели — есть своя эстетика, и, чем проще и «элегантнее» инженерное мышление, тем она заметнее проявляется. Это, в свою очередь, ведет к экономичности модели. Уже несколько лет модельеры многих стран разрабатывают серии моделей по единой конструктивной основе. При этом методе, по одной и той же точно отработанной выкройке, художник создает группу моделей-вариантов (100 моделей, выпускаемых фабрикой в сезон, должны строиться только на 10—15 комплектах лекал). При обычном моделировании все сто моделей (пусть даже похожих) имеют всегда небольшую разницу в покрое, и фабрика затрачивает много времени на предварительную проработку и выпуск моделей. Варьируя детали, отделку и цвет ткани, можно в значительной степени изменять внешний вид моделей. Особенно успешно этот метод применяют при разработке недорогих летних платьев, плащей, детской одежды. Работа по единой основе помогает утвердить новый силуэт, четко показать новые пропорции и принципы организации колорита на целых «семействах» моделей из тканей, которые служат отделкой друг для друга. Планомерную работу по единым основам ведет Специальное художественно-конструкторское бюро Министерства легкой промышленности РСФСР.
Этот метод выгоден с точки зрения экономики — не меняя отработанных технологических узлов процесса, можно «добавлять» новые модели, разнообразить ассортимент, улучшать качество «посадки», повышать производительность. Художники совместно с технологами и конструкторами продумывают раскладки, дающие экономию тканей. И здесь помощь художника, находящегося на переднем рубеже промышленного производства, бывает незаменима.
К сожалению, этот метод, давно известный нашим модельерам и промышленности, еще недостаточно используется при создании и внедрении моделей. Лишь в последние годы появились отдельные примеры, которые дают положительные результаты.
«Семейства» моделей могут быть разработаны и по разным основам. В этом случае опасности однообразия формы не существует. Однако эти модели и их отделка конструируются с таким расчетом, чтобы они «дружили» в раскладке, давая минимальные выпады (отходы) ткани при раскрое деталей. Один из передовых методов изготовления одежды — технологические «цепочки», в которых продуман каждый узел обработки. Наладив «цепочку», можно значительно сократить затраты времени на изготовление одежды. Об этом не следует забывать художнику, он закладывает краеугольный камень при создании модели, в которой потом нельзя уже будет изменить ни малейшей детали.
Возможно, что художник будет определять некоторые виды ассортимента для изготовления их на технологических «цепочках» с тем, чтобы исключить возможность однообразия этих моделей, сочетая их с другими предметами одежды. Например, если на «цепочке» шьют брюки для подростка, то художник позаботится, чтобы в комплекте с ними были разработаны разнообразные куртки.
Художник должен активно принимать участие во всех этапах сложного технологического процесса, в начале которого находится волокно, а в конце — готовая одежда. Он может подсказать химику, какие волокна, цвета или эффекты фактуры хотелось бы сегодня получить, что наиболее отвечает модному направлению. Например, всегда ли нужно прибегать к матированию волокон — лишению их блеска. Для этого применяют дорогостоящую окись титана, которая к тому же деформирует раньше времени фильеры — мельчайшие отверстия, благодаря которым формируется волокно, а это экономически невыгодно.
А может быть в некоторых тканях не надо бояться блеска? В целом ряде случаев матирования можно избежать, потому что мода «прощает» блеск волокон и даже находит в нем новые эстетические качества. Другой пример — отбеливание льняных тканей — операция, которую, делали испокон веков как бы «автоматически». Сегодня она тоже не всегда бывает нужна. Ведь цвет суровья как раз тот, который предлагает мода.
Художникам по ткачеству и дессинаторам модельер объясняет значение симметрии рисунков в клетку при фабричном раскрое. Неудобные в раскладке рисунки со смещенными клетками приводят к лишнему расходу тканей, а их художественный эффект отнюдь не выше симметричных рисунков, выгодных в раскладке.
В свое время активную пропаганду одновальных (напечатанных одной краской) тканей совместно с набивнистами начали и модельеры. Такие рисунки отвечают моде (она нередко тяготеет к лаконичности художественного выражения) и в то же время недороги в производстве, не дают распространенного в многоцветных набойках брака — растрафа. Их разновидность — так называемые «негативные» рисунки (когда в одной ткани на светлом и темном фонах выполняются соответственно темный и светлый одинаковые рисунки). Такой прием позволяет при очень простой форме модели добиваться интересного ее решения. Тесные творческие контакты с производством обогащают художника новыми замыслами, помогают ему избежать работы вхолостую, когда непродуманная модель умирает, не успев родиться. Принимая участие в разработке рисунков новых тканей, новых структур или видов отделки, художник-модельер может подготавливать почву для дальнейшего моделирования. При этом он должен заботиться о том, чтобы уже в ткани были предусмотрены возможности создания разнооб-разных видов модной одежды, чтобы ткань отвечала назначению костюма, возрасту и внешности людей. Такой подход к моделированию порождает особые художественные методы и поиски новых приемов оформления одежды. Так возникла идея разработки тканей-компаньонов (гармонично сочетающихся друг с другом по фактуре, рисунку, цвету), которые дают большие возможности для творческой фантазии.
Художник-модельер должен стать подлинным хозяином производства, деловитым и рачительным, помогающим обеспечить промышленному предприятию высокие эстетические качества и рентабельность. Тогда триумвират создателей: художник — конструктор — технолог будет диктовать свое слово и в текущей работе, "и при создании планов на будущее. Кто другой, как не художник, может быть провидцем моды и остро чувствовать Новое? Но нужно ли ему «дожидаться» грядущей моды? Нет. И, если говорят о том, что надо улавливать «идеи, витающие в воздухе», то надо помнить, что окрыляет их художник. Он выступает и как стратег, распоряжающийся складом материалов того предприятия, где трудится, — швейной фабрики или целого объединения, экономического района или области.
Так, специалисты-плановики, заметив «оседание» вельвета на складах, обратились к художникам-модельерам с просьбой разработать из этой ткани свежие модели. Некоторые дома моделей представили свои коллекции из вельвета, открыв в нем новые художественные и практические решения, а работники Специального художественно-конструкторского бюро Министерства легкой промышленности РСФСР, не ограничиваясь моделированием, вели широкую пропаганду вельвета, выступая по радио и в печати. Кроме того, в двух московских магазинах они организовали консультации художников и раскрой одежды из вельвета. В результате такой квалифицированной и разумной рекламы и действенного внедрения в производство вельвет стал популярным материалом, а гармония производства и сбыта восстановилась. Более того, применение этой ткани помогает сегодня решать одну из самых трудных проблем моделирования — одежда на каждый день для молодежи. Опыт работы моделирующих организаций, уже созданные комплекты для юношей и девушек говорят о том, что решение этой задачи на высоком художественном уровне — по плечу нашей промышленности. Залогом тому — дружный коллективный труд многих художников: на помощь модельерам пришли художники по головным уборам и специалисты по обуви, предлагающие новые изделия из недорогих материалов, в том числе и из вельвета.
Опыт сотрудничества модельеров с текстильщиками говорит о там, что их совместное творчество всегда бывает плодотворным, интересным и обогащает моду новыми идеями. Так, модельеры Ивановского дома моделей, вступив в творческий контакт со своими земляками — художниками по набивке ткани, продолжают славные традиции русской набойки, создавая новые ткани в стиле знаменитых ивановских ситцев. Модельеры Ашхабада предложили своим коллегам-текстильщикам разработать ткани по мотивам широко известного в Туркмении шелка кетени в новом для них материале — хлопке. Недорогие хлопчатобумажные ткани, в которых ожил неповторимый национальный колорит, получились удивительно красивыми, изысканными, а коллекция моделей из этих тканей заслужила высокую оценку специалистов. Большую работу на протяжении последних лет провели модельеры Калинина со специалистами из местного комбината «Искож» (искусственной кожи). Результат их работы — коллекция плащей, курток, пальто из материалов, дарованных химией. Эти примеры говорят о том, что связь художников с производством крепнет год от года и определяет их творческие успехи. Здесь следует рассказать о творчестве М. А. Вышеславцевой, создающей модели детской одежды.
Круг тем, которые избирает М. А. Вышеславцева, очень разнообразен. И всегда она находит новое и вы-разительное решение. В одном случае она предусматривает экономичную раскладку деталей детского платья. Самый чертеж модели и раскладка деталей на ткани определенной ширины служат отправными пунктами для творческих размышлений и поисков, которые, в конечном итоге, приводят к законченному художественному решению.
Такой «обратный» ход творческого процесса от чертежа к эскизу при всей его необычности вполне закономерен для М. А. Вышеславцевой: ее заботит экономическая судьба модели, которая зависит от всех этапов производства. А самый главный из них — раскладка, обеспечивающая наибольшую экономию материала. Разумеется, художник не позволяет себе поступиться эстетикой модели. Именно в успешном разрешении эстетической задачи и выгодной раскладке проявляется в данном случае талант модельера. Еще один пример — новое решение каймовых тканей. Эти ткани, несмотря на то, что они всегда привлекают внимание творцов моды, обладают одним серьезным, с производственной точки зрения, недостатком. Модель из каймовой ткани на фабрике будет изготовляться в различных ростах и размерах — это один из законов производства, который нельзя забывать. А изменение размеров деталей не только затрудняет раскладку, но и приводит к тому, что кайма, не попадая на нужное место, нарушает замысел художника или приводит к браку. Этих недостатков лишено новое решение, предложенное М. А. Вышеславцевой: орнамент-кайма — изображает стилизованную «траву» с разбросанными декоративными цветами; в детских платьицах она приходится на низ. Характер этого рисунка позволяет не допускать художественного брака в платьях разного размера, хотя в зависимости от кривизны низа, каймы на него попадает больше или меньше. Не менее важна для промышленности и работа по созданию новых видов отделки. Еще одна тема М. А. Вышеславцевой — работа с художниками текстильной галантереи над новыми видами тесьмы. Сочетая цвета и элементы орнамента, она сумела придать ей новый, свежий вид. Оттенки тесьмы были выбраны в цвет нескольким массовым гладкокрашеным тканям. Это позволило художнику разработать большую «семью» новых детских платьиц, в которых отделка и цвет тканей взаимосвязаны.
М. А. Вышеславцева успешно ищет и новые возможности художественных решений для вышивальных автоматов и даже консультирует их проектировщиков. При этом инженер, разрабатывая новую вышивальную машину, имеет четкое представление о том, что хочет получить художник. Новые виды деятельности модельера, когда он берется «не за свое дело», в большой мере помогают производству. И можно предсказать, что в будущем эта деятельность еще более расширится и художник поможет фабрикам разрешить многие затруднения.
А сколько еще «белых пятен» найдет художник-модельер в других отраслях промышленности: галантерейной, кожевенной, производящей фурнитуру и бижутерию, в ювелирной, в декоративных народных промыслах, где он сможет не только предсказать будущую судьбу предметов, выпускаемых перечисленными производствами, но и активно способствовать их улучшению, их стилевому единству.
Очень скоро модельер, создающий одежду для широких слоев населения, с оправданной гордостью сможет сказать: «и я одеваю улицу». И это действительно так — ведь его труд находит завершение именно здесь. Иногда можно услышать, как серию моделей называют «кусочком улицы». Это означает, что художник, разрабатывая целый ряд моделей, должен не только думать о том, чтобы они сочетались друг с другом, образуя гармоническое целое, но и помочь осуществить это предприятиям. Такое творчество значительно расширяет понятие «ансамбль». Здесь можно уже говорить о стилевом единстве всех видов одежды. Но ведь каждый модельер имеет свой индивидуальный творческий почерк. И, если каждый предлагает свое, не получается ли в конечном итоге разнобой, сумятица форм и красок?
Надо заметить, что умелый художник в своем творчестве всегда придерживается основного течения моды и предугадывает ее изменения. Модели разных художников, отличаясь друг от друга, несут много общего, и в них всегда есть стиль, присущий определенному времени.
Как известно, в странах капитала в условиях жестокой конкуренции крупные текстильные предприятия нередко «проглатывают» своих меньших собратьев. Однако некоторые маленькие фирмы прибегают к ручной росписи тканей, которые, несмотря на дороговизну, находят сбыт, благодаря своей художественной уникальности. Разумеется, приобретение этих тканей может позволить себе далеко не каждый. Совершенно другой подход у художников стран социализма, которые хотят сегодня сделать достоянием широких масс предметы высокого эстетического качества и высокого стиля. А стилевые особенности художника используются не как средство наживы и борьбы с конкурентами, но как законное в демократическом искусстве явление — желание приобщить широкий круг людей к обаянию творческой манеры мастера, доставить им радость открытия таланта. И для художника промышленный способ производства становится здесь средством быстрее найти дорогу к массам, увидеть плоды своего труда и получить от этого творческое удовлетворение. Не стесняют ли творчество производственные рамки? Не грозят ли шаблоном все эти термины: «семейство моделей», «единая основа», «стандартные детали», «цепочки»? И может быть самый термин «унификация» противоречит художественному творчеству? Ведь оно тем и привлекательно, что предлагает нам различные образы, в которых запечатлевается и личность художника, и его особый стиль. Однако вспомним, что многие, разные по стилю зодчие создавали свои постройки из одинаковых кирпичей, бревен, камней.
Затронутые в этой статье вопросы далеко не исчерпывают перечень всех проблем, которые призван сегодня решать художник на производстве. С изменением производственной обстановки, с внедрением в производство прогрессивной технологии и новых материалов, а также совершенствованием машин возникают новые вопросы и аспекты деятельности модельера. В наши дни самый термин «моделирование» одежды все чаще заменяется «проектированием»: разработкой новых моделей, рассчитанных на массовый выпуск в конкретных производственных условиях. При этом рассчитывается каждая деталь и уже на плоскости ткани проектируются все сложные взаимоотношения деталей в процессе изготовления и в готовом изделии. Тем самым облегчается весь процесс производства. Но отвечает ли это самой природе художественного творчества? Не охладится ли пыл модельера, не мешает ли художнику глубокий анализ, серьезные раздумья о судьбе модели и проверка своего вдохновения чертежами и цифрами? Сразу ответим — нет. Художник должен научиться подчинять своей воле неуправляемое творчество, свое вдохновение и порыв, заключать их в рамки логики и инженерного мышления. Разумеется, умение художника мыслить производственными категориями, его инженерная эрудиция и профессиональное мастерство приходят не сразу и требуют таланта и упорной работы. Опыт лучших мастеров наглядно показывает, что художник-модельер с его творческим зрением, является сейчас большой действенной силой на производстве, способной не только резко повысить эстетическое качество продукции, но и способствовать улучшению технологии ее выпуска и удешевлению производства.
Вместе с другими специалистами — инженерами производства, конструкторами, технологами, передовыми рабочими и рационализаторами — он планирует художественную политику предприятий, которая, в конечном счете, способствует росту общей эстетической культуры.
НАЧАЛО НОВОСТИ СОДЕРЖАНИЕ САЙТА
Last modified: 24.09.2020
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-