НАЧАЛО НОВОСТИ СОДЕРЖАНИЕ САЙТА ENGLISH Заказы на электронные книги, а также вопросы по моделированию, конструированию и технологии пошива одежды направлять по адресу |
женская |
NEW Том 7. Перевод нагрудных и талиевых вытачек |
Том 5. Базовые лекала изделий с втачным рукавом |
Том 6. Моделирование воротников, оформление горловин и застёжек | Том 8. Моделирование втачных рукавов |
женская |
Том 1. Базовые лекала юбок. Юбки прямые, зауженные и расширенные | Том 2. Юбки со складками и конические юбки | Том 3. Юбки клиньевые, с воланами, с лепестками, с драпировками | Том 4. Брюки |
мужская |
Том 1. Рубашки и трусы | Том 2. Брюки | Том 3. Джинсовый костюм | |
детская |
Том 1. Бельё АКЦИЯ - бесплатно | Том 2. Лёгкая одежда |
Людмила Серова
Базовое лекало – основа успеха в портновском деле
“Учитесь кроить, господа !”
А.А.Васильев
парижский историк моды
Идея данной статьи возникла в результате разбора почты и ответов на многочисленные телефонные звонки после опубликования в 3 номере журнала статьи Элеоноры Ивановой об авторской школе кроя и шитья в Туле. Во всех обращениях из разных регионов России и стран СНГ звучит один и тот же вопрос - какое лекало для индпошива самое лучшее и как его получить?
Этот вопрос возникает не на пустом месте. Каждый, кто занимается изготовлением одежды, знает “главное – чтобы костюмчик сидел”. Расхожая фраза из фильма “Чародеи”, по сути, отражает основную цель каждого производителя одежды.
Достижение этой цели возможно различными методами:
- влажно-тепловой обработкой материала с использованием формовочных свойств
тканей за счет способности нитей основы и утка сдвигаться относительно друг
друга (например, так работал культовый модельер 60-х Андре Курреж);
- муляжным (фр. mulage – слепок, точно передающий форму предмета), в основном,
этот метод применяется при работе с изделиями haute couture (виртуозно владела
муляжным методом Надежда Петровна Ламанова);
- конструктивным, наиболее распространенным в настоящее время.
Конструирование одежды возникло с появлением кроеной одежды. В 18 веке появились первые журналы мод с зарисовками контуров деталей кроя. Французский портной Мишель в 1818 году создал первую систему кроя по чертежам. В середине 19 века разрабатываются различные методики построение чертежей, в частности, пропорционально-расчетные методики, основанные на пропорциональном строении тела человека, расчетно-мерочные и другие.
Базовое лекало (базовая конструкция) – основа каждой методики. Качество посадки изделия на фигуре и удобство в носке определяются качеством базового лекала. Достоинства и недостатки используемых базовых лекал всегда проявляются на изделиях, опытный конструктор, не читая лейбл, в состоянии по посадке изделия на фигуре определить фирму-производителя. Таким образом, можно отличить изделия Ив Сен-Лорана от изделий фирмы Фат; меховые изделия Ирины Крутиковой от всех прочих меховых поделок и т.д.
В нашей стране широко распространена “Единая методика конструирования одежды”, многие предприятия швейной промышленности и ателье используют в своей работе базовые лекала этой системы. О достоинствах и недостатках “единой методики” в свое время было достаточно публикаций.
Многие находят моральным ругать эту систему кроя. Но делают это, как правило, люди, которые в достаточной степени ей не овладели. Грамотно применяя лекала этой системы, можно достичь лучших результатов в посадке изделий на фигуру, чем это делается, например, в Италии или Великобритании. При многих недостатках этой системы кроя главное в том, что она опирается на очень серьезные антропологические исследования, точный математический расчет.
Анализируя путь, по которому шли конструкторы, разрабатывающие систему, взвешивая достоинства и недостатки, новое поколение конструкторов сможет в 21 веке создать более совершенную систему кроя. Сегодня, даже не используя систему целиком, можно взять из нее себе на вооружение все самое лучшее.
В Московском технологическом институте легкой промышленности был разработан метод конструирования разверток деталей в чебышевских сетях. Метод обеспечивает высокую точность и рациональную форму лекал. В основу этого метода положено решение геометрической задачи об одевании поверхности тканью, поставленной русским математиком Чебышевым П.Л..
С 1972 года в нашей стране среди частных портных получила распространение система кроя, описанная в книге Лин Жак “Техника кроя”. В книге обобщен опыт работы модельеров и конструкторов Франции по проектированию женского легкого платья и белья. Базовые лекала этой системы позволяют очень точно получить силуэт конца 40-х, начала 50-х годов, а приемы технического моделирования применимы и для базовых лекал других систем.
Журнал “Ателье Rundschau” с первых номеров приступил к публикации статей по технике кроя “Мюллер и сын”. Российским конструкторам предлагается испытанная временем система, нашедшая широкое применение в странах Европы. Ранее система имела хождение в России и в СССР, как мне удалось выяснить, еще дед моего мужа обучался работе “по Мюллеру” в Петрограде и работал позднее в Нижегородской губернии.
Используя методологические подходы, опубликованные в книге Киракосяна В.К. “Конструирование мужской верхней одежды с использованием ЭВМ”, я разработала собственные базовые лекала брюк. Ученики авторской школы кроя и шитья с успехом используют в своих работах эти базовые лекала. Заказчики моих учеников категорически отказываются носить свои прежние брюки и утверждают, что таких удобных в носке брюк у них не было никогда прежде. Брюки не только удобны, они удивительно хорошо сидят на фигурах любой сложности. На представленных фотографиях моделей Инны Шаховой брюки выполнены на основе лекал Киракосяна В.К., рубашка – по лекалам нашей школы.
Мне довелось разработать базовое лекало мужского плечевого изделия, где удалось избежать характерных заломов в области седьмого шейного позвонка и получить четкую линию плеча. Разработка базового лекала была проведена на основе анализа имеющихся в стране систем кроя мужской одежды и коллекций одежды от лучших домов Парижа и Милана. Работы учащихся по этому базовому лекалу удовлетворили и меня, и наших заказчиков. На фотографиях представлены мужской пиджак и пальто, моделирование и пошив на базовом лекале Людмилы Серовой выполнила учащаяся третьего курса Инна Шахова.
Ученики школы очень серьезно занимаются художественным и техническим моделированием. Начиная с первого курса, они учатся использовать базовые лекала различных систем кроя, уясняя для себя положительные и отрицательные стороны каждого. Уже на первом курсе я выделяю наиболее способных к конструированию учеников, для них усложняю задания, увеличиваю объемы работ. Именно этих учеников я обязала изучить статьи по мюллеровской технике кроя, построить чертежи и прошить изделия.
Так постепенно школа готовит этих немногих к третьему курсу обучения. На третьем курсе мои ученики работают с моделями лучших домов мод (в основном парижских). При этом учащиеся не только художественно и технологически повторяют модель, но и изменяют имеющиеся у нас базовые лекала так, чтобы получить эффект базового лекала того дома, над изделием которого они работают. Это очень сложная конструкторская задача, с которой ученики третьего курса успешно справляются.
И так, где же лучшее лекало, кто им владеет? Опыт работы со многими системами кроя показывает: для каждого профессионала лучшее то, что освоено в совершенстве, и то что, выбрано из множества изученных вариантов. Я отвечаю своим корреспондентам, пробуйте работать с различными системами, сравнивайте результаты, находите лучший вариант для конкретных применений.
НАЧАЛО НОВОСТИ СОДЕРЖАНИЕ САЙТА
Copyright © Людмила Петровна Серова
Last modified: 24.09.2020
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-