Подробно о серии книг "Конструирование и пошив одежды"

авторская школа кроя и шитья Людмилы Серовой

НАЧАЛО  НОВОСТИ  СОДЕРЖАНИЕ САЙТА  ENGLISH

Заказы на электронные книги, а также вопросы по моделированию, конструированию и технологии пошива одежды направлять по адресу
fashion-school@yandex.ru

женская
одежда

Перевод нагрудных и талиевых вытачек книга Людмилы Серовой
 NEW Том 7. Перевод нагрудных и талиевых вытачек
базовые лекала женских изделий с втачным рукавом книга Людмилs Серовой
 Том 5. Базовые лекала изделий с втачным рукавом
 Том 6. Моделирование воротников, оформление горловин и застёжек  Том 8. Моделирование втачных рукавов

женская
одежда

 Том 1. Базовые лекала юбок. Юбки прямые, зауженные и расширенные  Том 2. Юбки со складками и конические юбки  Том 3. Юбки клиньевые, с воланами, с лепестками, с драпировками  Том 4. Брюки

мужская
одежда

 Том 1. Рубашки и трусы  Том 2. Брюки  Том 3. Джинсовый костюм

детская
одежда

 Том 1. Бельё АКЦИЯ - бесплатно  Том 2. Лёгкая одежда

АЛЬМАНАХ

АНТРОПОМЕТРИЯ ПРОТИВ КАРТОННЫХ ЛЕКАЛ

журнал «Одежда и текстиль» № 9 за 2003 год

Говорят, что дети растут то вширь, то в высоту, набирая вес и рост поочередно. По-видимому, нечто подобное наблюдается и с человечеством в целом. Сорокалетние женщины помнят времена, когда женскую одежду 44-го размера (обхват груди 88 см, рост 160 см) можно было приобрести только в "Детском мире". Сейчас есть магазины с вполне взрослыми ценами и размерами до 46-го. Швейники оказались в затруднении: покупатели изменились, а лекала — нет. Еще удивительнее тот факт, что Америка и Европа уже прошли через акселерацию населения, которое стало заметно полнеть, несмотря на рекламу средств и способов похудания. Видимо, и России этого не миновать. Предлагаем небольшую подборку материалов на эту тему, которая волнует не только тех, кто шьет одежду, но и тех, кто ее покупает.

ЧЕЛОВЕК РАСТЕТ ВБОК

Борис Овечкин. Vesti.Ru Октябрь 2000 г.

Ученые пытаются выяснить, какими путями идет биологическая эволюция людей в условиях современного западного общества.

Группа исследователей из Италии, Голландии, США и Канады взялась в очередной раз создать обобщенный портрет типичного представителя современной западной цивилизации. В рамках проекта "Цезарь" ученые проведут обмеры нескольких тысяч добровольцев из европейских и североамериканских городов. Полученные антропометрические данные занесут в компьютер и сопоставят с данными, полученными пятнадцать лет назад, когда американские военные проводили аналогичные измерения для разработки новых систем вооружений. Знание средних размеров человеческого тела тогда было нужно для проектирования удобных кресел, кабин самолетов и кислородных масок. Сейчас старые исследования рассекретили, в комплексе с новыми они дадут предполагаемый портрет современного человека и позволят проследить микроэволюцию европеоидов вида Homo Sapiens за последнее время.

Впервые антропометрические методы применил на практике итальянский психиатр Чезаре Ломброзо в середине XIX в. Сейчас подобные измерения проводятся в большинстве стран мира, причем не только для армии и спецслужб; знание антропометрии необходимо, например, для изучения рынков рабочей силы и конструирования сугубо гражданских объектов и вещей.

Как показывают исторические данные, с начала и до середины 70-х гг. XX в. наблюдалось увеличение среднего роста людей. В 80-х гг. этот процесс закончился. Теперь наблюдается другая тенденция: в большинстве своем люди толстеют. По мнению антропологов и социологов, это связано не столько со стрессами и малоподвижным образом жизни, сколько с врожденными инстинктами: в процессе двух с половиной миллионов лет эволюции человек всегда старался наесться досыта. Ведь большинство людей не были уверены, что в следующий раз смогут утолить голод. Выживал тот, кто чаще и лучше питался. К концу XX в. число людей, имеющих неограниченный доступ к высококалорийным источникам пищи, многократно возросло. По прогнозам, к 2025 г. уже 75 % населения США будут иметь избыточный вес. К этому добавляется проблема старения: по мнению доктора Карла Дьерассали из Стэнфордского университета, в XXI в. по крайней мере 20 % населения Земли будет старше 60 лет.

Для любого вида животных такое соотношение означает прямую угрозу вымирания. Но с человеком не все так очевидно. Благодаря развитию генной инженерии, химического синтеза и других естественных наук в будущем человечество должно научиться контролировать не только свою численность и поведение, но и внешний облик.

РАЗМЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ

Ольга Промптова. Ведомости. 25 июля 2000 г.

Жители России стали выше ростом и обрели более гордую осанку, и это мешает им хорошо одеваться. В советское время обмеры населения проводились раз в 15 лет. Последний раз такое масштабное исследование было проведено в 1972 г. Продажи компаний, выпускающих массовую одежду, напрямую зависят от того, насколько их одежда соответствует пропорциям среднестатистического покупателя. А он сильно изменился.

В советское время в антропометрических исследованиях участвовало по 50 000 мужчин, женщин и детей. Обмерами занимался ВНИИ швейной промышленности совместно с Институтом антропологии им. Д. Н. Анучина при МГУ им. Ломоносова. По результатам они выводили несколько формул размеров среднестатистического гражданина. Узнать, каков среднестатистический российский человек сейчас, представляется невозможным: на подобное исследование нужно потратить до $2 млн, которые вряд ли выделит правительство. Ученым остается ограничиваться наблюдениями и исследованиями по ограниченной выборке.

Больше всего с размерами в России сейчас везет военным: их обмеряли совсем недавно, в конце 1980-х гг. Правда, небольшое исследование гражданского населения институт провел в 1999 г. К нам стали обращаться колледжи и частные школы, чтобы мы разработали им школьную форму. Когда мы это сделали по действующим стандартам, выяснилось, что многим детям форма не подходит, — говорит Светлана Лапандина, завлабораторией конструирования ВНИИ швейной промышленности. В связи с актуальностью проблемы Минэкономики выделило на исследования 300 000 руб.

Обмерили 1000 детей из Москвы и Подмосковья. Установленные в начале 80-х гг. ГОСТы оказались неактуальными примерно для 40 % нынешних детей. Специалисты ВНИИ швейной промышленности предполагают, что старому ГОСТу не соответствуют и 40 % взрослых. Самые заметные изменения, которые отмечает С. Лапандина в мужчинах и женщинах, — более высокий средний рост и меньшая сутулость. Население обновляется за счет молодежи. А 10 лет назад в Россию пришла другая культура, с Запада: стало немодно курить, а модно заниматься спортом — выдвигает одну из версий С. Лапандина.

Над проблемой устаревших стандартов уже несколько лет бьются российские компании, производящие одежду. И некоторые из них наконец решили сделать "свою фигуру". Мы сначала использовали российские ГОСТы, но одежда плохо сидела, покупатель отказывался покупать. Потом мы обратились к итальянским, американским стандартам... И решили, что нужно самим брать и мерить. За эти годы мы потратили больше $1 млн, чтобы найти свою фигуру, - говорит Владимир Мельников, генеральный директор компании Глория Джинc, производящей джинсовую одежду для детей и подростков.

Петербургская компания "Первомайская заря" (выпускающая женскую одежду под маркой "Зарина") тоже столкнулась с тем, что одежда, которую они шили по старым стандартам, плохо сидит, особенно одежда для полных и женские брюки. "Первомайская заря" решила выяснить причину и в течение месяца обмерила 1 200 посетительниц своих фирменных магазинов.

Изменилось очень многое, - рассказывает Надежда Петрова, ведущий конструктор "Первомайской зари". — Например, сегодня очень много женщин так называемой первой полноты (с фигурой, наиболее приближенной к мужскому типу), стало больше третьей полноты (с наиболее выраженными формами). А вот женщины со второй полнотой, на которую мы раньше ориентировались, стали встречаться реже. Другое важное изменение — осанка. Если посмотреть на наш старый манекен, то у него опущены плечи. Сейчас спина более прямая, разворот плеч более широкий. То есть спинка стала короче, и если делать ее по старому ГОСТу, то на спинке получаются мешки, — делится наблюдениями Петрова.

Изменения тем временем продолжаются. Москва и Санкт-Петербург в основном пожинают плоды акселерации, завершившейся к 1980 г. Однако сейчас акселерация полным ходом идет в Сибири, на Урале и в других регионах России, — говорит Арсен Пурунджан, замдиректора Института антропологии им. Анучина. - Теперь и там, как в столицах, люди становятся выше ростом и соответственно уже в кости. А типичных для сельской местности коренастых жителей становится все меньше.

У СОВРЕМЕННЫХ МОСКВИЧЕК ДЛИННЫЕ РУКИ

11.07.2003. http:www.rtr-vesti.ru

По результатам последних научных исследований, москвички стали выше и стройнее. В то же время появилась необходимость в одежде нестандартных размеров. Швейные предприятия перестраивают технологию производства, а покупатели рассчитывают, что в магазинах станет легче купить одежду подходящих размеров.

Ученые измерили параметры 6 тыс. жительниц Москвы и Подмосковья. Выяснилось, что среднестатистическая женщина стала гораздо стройнее и выше на 6 см. Начальник отдела размеров и типологии населения ЦНИИ швейной промышленности Светлана Лопандина говорит, что среднестатистическая москвичка сейчас — это женщина 48-го размера. У нее стали уже бедра, лучше осанка, выше ноги и длиннее руки.

Подобные исследования проводились в Москве с 1957 г. через каждые 15 лет. По мере того как менялись фигуры, изменялись и стандарты пошива одежды. В последний раз научный обмер москвичек производился еще в середине 70-х гг. Правда, потом как-то забыли перестроить стандарты одежды. Это привело к тому, что дамам стало труднее составлять свой гардероб. 46-й размер 30 лет назад и 46-й теперь - два совершенно разных размера. Швейники продолжают шить по старым лекалам, и новые платья не всегда подходят современным королевам. По мнению мастера верхней женской одежды Татьяны Добрияновой, одежду стали больше перешивать. Особенно это касается верхней одежды - шуб и пальто.

Теперь на основании новых антропометрических измерений будет составлена и новая размерная шкала, причем в ней появится особый показатель - нулевая полнота. Современный обмер показал, что теперь довольно много появилось девушек, которые имеют хорошо развитую грудь, а бедра меньше статистических. Вот для таких и введена нулевая полнота - поясняет генеральный директор ЦНИИ швейной промышленности Светлана Беляева.

СИСТЕМЫ КРОЯ В ИНДПОШИВЕ

Людмила Серова, август 2003 г.

http://fashion-school.narod.ru

Габитус человека (лат. habitus - внешний облик, телосложение, осанка) меняется с течением времени, зависит от территории и социальных условий. Особых доказательств не требуется — взгляните на поколение "пепси", сравните их фигуры с подростками 80-х или 60-х гг. Кристиан Диор, создавая коллекции для различных континентов, не только учитывал габитус местного населения в композиции костюма, но и менял базовые лекала. Например, его модели для США были рассчитаны на женщин более высоких, чем француженки, и приспособлены для разнообразных климатических условий Америки, а для доработки моделей из Нью-Йорка были выписаны четыре манекенщицы.

Действенная и практически применимая система кроя должна базироваться на двух "китах":
- на результатах регулярного (раз в 30 лет) научного антропометрического исследования населения;
- на математической модели, способной адекватно отобразить поверхность человеческого тела на плоскости ткани.

Какие же системы кроя применяются сегодня в России в индпошиве?

В памятную эпоху перестройки и гласности по нашей необъятной территории победным маршем прошли журналы "Бурда Моден". Энне Бурда, всю сознательную жизнь занимаясь издательским делом и не держа иглы в руках, заявила: "Шить - это легко". Наши люди, свято верующие в силу печатного слова, всей страной дружно сели шить одежду по выкройкам Бурды. Многие портные-надомники делают это до сих пор. Мучают себя и клиентов примерками, отчаянно ругают журнал, но продолжают работать по этим "сверхточным" выкройкам.

В старых ателье закройщики до сих пор работают по затертым картонным и клеенчатым лекалам и называют это индпошивом.

С 1972 г. в нашей стране среди частных портных получила распространение система кроя, описанная в книге Лин Жак "Техника кроя". В книге обобщен опыт работы модельеров и конструкторов Франции по проектированию женского легкого платья и белья. Базовые лекала этой системы позволяют очень точно получить силуэт конца 40-х — начала 50-х гг., а приемы технического моделирования применимы и для базовых лекал других систем.

С 2001 г. в России интенсивно пропагандируется система кроя "Мюллер и сын". Я исследовала возможность практического применения этой техники для индпошива и выяснила, что эта система кроя опирается на антропологические особенности населения Центральной Европы середины XIX в. Если юбки и брюки по Мюллеру с трудом, но еще можно посадить на типовую фигуру, то базовые лекала плечевых изделий нельзя использовать для современных фигур. Подтверждением служит то, что мне не удалось увидеть реальных изделий, а также фотографий в журналах и на сайтах в Интернете. Базовые лекала плечевых изделий Мюллера в принципе можно адаптировать к современным условиям, однако усилия, потраченные на доработку, будут неадекватны полученным результатам.

В современных авторских ателье хорошие портные строят чертежи на каждого клиента по ЕМКО (единая методика конструирования одежды СЭВ), получая при этом посадку изделий на фигуру лучшую, чем можно видеть в работах английских и итальянских мастеров. Для построения базовых лекал по ЕМКО используется большое количество мерок. При снятии каждой мерки неизбежна погрешность: чем больше мерок, тем больше неточность при построении чертежа изделия. Отсюда необходимость в подгонке изделия на заказчика. Обучая молодых модельеров, конструкторов и технологов, имеющих высшее и среднее специальное образование, я, к сожалению, убедилась, что многие из них в полной мере не владеют ЕМКО. Например, при конструировании изделий с втачным рукавом они не пользуются нормой посадки оката рукава. Выполнив соответствующие несложные расчеты, можно втачать рукав, который не потребует примерок.

Изучив и опробовав различные системы кроя, я пришла к выводу, что ни одна из них меня как портного и преподавателя не устраивает в полной мере. Но в каждой системе есть отдельные удачные конструкторские находки. Поэтому я, обобщив опыт применения лучших систем кроя, разработала собственную систему базовых лекал-модулей и методику их применения.

В основу методики положен следующий принцип: габитус заказчика определяет набор необходимых базовых лекал-модулей и расчетных формул при построении чертежа изделия для этого заказчика.

Система базовых лекал для женского плечевого изделия включает базовые лекала:
- для фигур, имеющих значение мерки Сг 45 см и менее;
- для фигур с меркой Сг от 46 до 54 см;
- для фигур с меркой Сг от 56 см и выше;
- для сутулых фигур;
- для перегибистых фигур;
- для фигур с повернутыми вперед плечами;
- для фигур с развернутыми плечами и т. д.

В каждом из перечисленных базовых лекал имеются варианты расчетных формул, учитывающие более мелкие особенности фигуры. Такая многовариантная система кроя может осваиваться учащимися только на множестве различных фигур с обязательным участием преподавателя, который не только дает теорию чертежа, но и постоянно консультирует ученика на примерках изделий. Эта система кроя позволяет воспроизводить базовые лекала мировых домов моды.

Еще не зная о творчестве Мадлен Вионне, я начала работать с кроем по косой и пришла, по сути, к аналогичным результатам. Эта система кроя позволяет получить необходимую форму изделия без применения традиционных вытачек.

Особое место в системе кроя занимает работа с тканями в клетку и полоску. Разработанная методика обеспечивает точное сопряжение деталей с учетом геометрии клетки и полосы. Ряд вопросов кроя по полосе рассмотрен в статье "Некоторые особенности работы с тканью в полоску", опубликованной в журнале "Ателье" (2001 г. № 5).

Для работы с мужскими изделиями мною разработана конструкция мужских брюк, развивающая предложенный ранее В.К.Киракосяном подход к конструированию ("Конструирование мужской верхней одежды с использованием ЭВМ"). Такая конструкция брюк по позволяет отказаться от стандартной влажно-тепловой обработки брюк, в процессе носки брюки не вытягиваются на коленях и не теряют форму ни при каких обстоятельствах. Брюки не только удобны, они удивительно хорошо сидят на фигурах любой сложности.

На основе анализа имеющихся в стране систем кроя мужской одежды и коллекций одежды от лучших домов Парижа и Милана мне удалось разработать базовое лекало мужского плечевого изделия, в котором отсутствуют характерные заломы в области седьмого шейного позвонка и получена четкая линия плеча.

Многолетний опыт работы школы и ее выпускников показывает, что построение индивидуальной выкройки для каждого заказчика вполне оправдано. Инженерный подход в портновском деле позволяет учесть все особенности фигуры на бумаге и сэкономить труд портного на примерках. В конечном счете, такая система не выглядит сложной и при большом усердии успешно осваивается и применяется. Практически каждого можно научить строить чертеж базового лекала за 15-20 мин. Главное то, что обслуживание заказчика происходит быстро, не тратятся время и нервы на многочисленные примерки, что особо значимо для VIP-клиентов.

НАЧАЛО    НОВОСТИ   СОДЕРЖАНИЕ САЙТА

Last modified: 24.09.2020

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-