научиться, кроить, шить, дистанционное, обучение, через интернет, курсы кроя и шитья, выкройки, конструирование одежды, пошив одежды, авторская, школа, Людмила Серова    научиться, кроить, шить, дистанционное, обучение, через интернет, курсы кроя и шитья, выкройки, конструирование одежды, пошив одежды, авторская, школа, Людмила Серова   научиться, кроить, шить, дистанционное, обучение, через интернет, курсы кроя и шитья, выкройки, конструирование одежды, пошив одежды, авторская, школа, Людмила Серова

авторская школа кроя и шитья

Авторская школа кроя и шитья Людмилы Серовой

 

Людмила Серова

Гипюр - строчевая вышивка

Гипюр - особый вид строчевой вышивки «по выдергу», то есть по сетке
(от фр. слова guipure – воздушная вышивка).

История

В России строчевая вышивка как промысел возникла в большом приволжском торгово-промышленном селе Катунки, находящимся в северо-западной части Нижегородской губернии (ныне Чкаловский район Нижегородской области). Село Катунки долгое время было одним из центров кружевного производства.

G:\fashion\gipur\image001.jpg

Фото 1а. Село Катунки. 1905 год. Из книги «Катунки на Волге»

G:\fashion\gipur\image002.jpg

Фото 1б. Село Катунки. Из книги «Катунки на Волге»

G:\fashion\gipur\image003.jpg

Фото 1в. Село Катунки. 21-й век.

В начале 80-х годов XIX века, когда на ручное коклюшечное кружево резко снизился спрос городского покупателя, молодежь в этом селе переходит на вышивку тамбуром, белой гладью, белой гладью с прорезями, крестом, но основной стала строчка. Она применялась для украшения столового и постельного белья и предметов женской городской одежды.

Образцом для подражания катунские мастерицы взяли владимирские вышивки, выполнявшиеся в селах Верхний и Нижний Ландех, Холуй, Палех, Пестяки. Все эти села граничили с Нижегородской губернией, где были расположены Катунки, поэтому мастерицы легко налаживали связи. Многие из них непосредственно работали на купца Елисеева, который держал в руках промысловые села Владимирской губернии. Другие же работали на местного купца А.И.Молева.

G:\fashion\gipur\image004.jpg
Фото 2. Катунские торговки, как их называли «бубенщицы». Пашенька Кувычок, Аннушка Горбок, Павлинка Головяшина. Снабжали катунских мастеров тканями и нитками, делали заказ и отвозили готовые изделия в Нижний Новгород на реализацию.
Из книги «Катунки на Волге»

Строчевой промысел в Нижегородской губернии быстро набирал силу. В 1894 году вышивкой занимались более 4000 строчей, проживавших более чем в 100 селениях. Кроме Катунок, крупным промысловым центром становятся села Василево, Городец, Лысково и др. Работали женщины и мужчины по 15÷18 часов в сутки. Дети с 7-летнего возраста занимались держкой сетки. В день зарабатывали от 3 до 30 копеек. Те рисунки, которые умели вышивать не все мастерицы, оплачивались дороже. Изделия нижегородских вышивальщиц, кроме Москвы и Петербурга, в большом количестве шли в Закавказье и Закаспийский край.

Вначале строчевая вышивка носила традиционный характер с привычными для мастериц мотивами. Затем под давлением городского покупателя узоры претерпели значительное изменение. Так, в 80-е годы 19 века привычный орнамент из сказочных цветов, птиц, барсов, коней и сложных сюжетных сцен был заменен на новый, в основе которого лежал растительный узор с более достоверной трактовкой форм. Он состоял преимущественно из садовых цветов, дополненных полевыми травами. Ведущую роль в нем начинает играть, как и в вышивке крестом, изображение роз, лилий, шиповника, сирени и незабудок, которые собирались в пышные гирлянды или образовывали отдельные букеты.

Рисунки часто стали воспроизводиться с городских печатных картинок. Однако наиболее талантливые народные мастерицы с присущим им врожденным вкусом не просто копировали образцы, а сами смело комбинировали узоры, создавая свои неповторимые композиции со сложным ритмом цветов и листьев. Особенно творчески народные мастерицы подходили к тем рисункам, которые они вышивали для себя. Нарядные рубахи к праздничному костюму тоже украшались теперь новыми орнаментами. Здесь расшивались только концы узких рукавов. Такая скупость декора обусловлена была характером костюма. Пышный косоклинный сарафан здесь был с небольшим вырезом, доходившим до шеи, голову женщины покрывал большой платок, закрепленный под подбородком, по-местному, «под булавочку». Он закрывал спину и плечи, были видны только концы белых рукавов. Они-то и украшались красивой сквозной вышивкой и кружевом.

G:\fashion\gipur\image005.jpg
Фото3. Праздничный старообрядческий костюм. Начало 19 века. Рубаха (ситец, вышивка, кружево). Косоклинный сарафан (шерсть, металлические пуговицы). Платок (шелк, металлическая бахрома). Городецкий краеведческий музей. Дом Паниной

В конце 19 века в городах прошла мода на растительный орнамент. Началось увлечение игольным кружевом — вышивкой по плетеной сетке-филе и тюлю. Образцами начинают служить кружева итальянского, испанского или ирландского происхождения.

Народные мастерицы активно реагируют на смену городских вкусов. В этот период возрождается традиционный орнамент геометрического характера, в основе которого лежал ромб. Вместе с тем народные мастерицы начинают овладевать новым геометрическим орнаментом с кругами и розетками разных очертаний.

Нужно отметить, что в это время работы сельских вышивальщиц отличались высоким техническим мастерством, но по орнаменту они были нередко сильно упрощены, и формы мотивов были искажены по рисунку. Для того чтобы повысить художественное качество вышивки, особенно строчевой, в 1912 году в Нижнем при содействии земства был открыт кустарный склад (по современной терминологии – банк данных рисунков).

Выполняя вышивку на заказ, нижегородские мастерицы из новых рисунков для себя отбирали то, что им было более близко и понятно как по орнаменту, так и по технике исполнения. В Катунках и в лежащих рядом селах Пурех, Новинки, Бубново, по воспоминаниям старейших вышивальщиц, больше всего полюбилась строчевая вышивка, которая была вариантом филейной техники с крупными ячейками.

 

Продолжение истории

В первой четверти 20 века местные мастерицы стали объединяться в артели. Первая из них — Трудовая артель по строчке и вышивке белья в селе Катунки. Основала ее в 1924 году талантливая вышивальщица Софья Николаевна Дубынина. Ей удалось собрать мастериц в сплоченный коллектив и поставить производство изделий на поток. Позднее были организованы Новинская, Пуреховская и другие строчевые артели.

G:\fashion\gipur\image006.jpg
Фото 4. Софья Николаевна Дубынина
Выставочный зал ЗАО «Гипюр»

В январе 1927 года создается артель в районном центре Василево (в 1937 году ей присваивается имя Валерия Чкалова). Артель успешно наладила выпуск покрывал, накидок, скатертей и занавесей с ажурной ручной вышивкой.

Во время Великой Отечественной войны артели перешли на выполнение заказа фронта: плели маскировочные сетки, вышивали боевые знамена. Немногие в это время занимались строчкой. После окончания войны восстановилась и прежняя работа артелей.

В 1945-1960 годах производство местного гипюра, называвшегося в те времена горьковским, переживало подлинный расцвет. 1960 год стал переломным в истории промысловых артелей. Артель имени Чкалова была преобразована в Чкаловскую строчевышивальную фабрику. Артели Катунская, Пуреховская, Чистовская и другие стали отделениями этого предприятия. Так закончилась эпоха существования мелких промысловых артелей.

 

Мастера горьковского гипюра

Горьковский гипюр – это сквозная вышивка с удивительной красотой и своеобразием своего орнамента, не встречается в других районах страны. Он выполняется по продернутой на ткани сетке, с увеличенным по сравнению с нижегородским гипюром размером ячеек до одного сантиметра. В нижегородском гипюре размер ячеек сетки 0,5÷0,8 см. Своеобразие горьковского гипюра заключается еще и в том, что здесь определенный шов оказывает существенное влияние на характер орнаментальных форм — их очертание и фактуру. Сложилась такая техника вышивки на рубеже 19-20  веков в результате соединения традиционной народной строчки с другими приемами образования ажурного узора, которые получили широкое распространение в городской среде. К ним относятся японская строчка, филе по плетеной сетке, игольный гипюр.

Горьковский гипюр, как определенный вид вышивки, складывался в народной среде постепенно. Вначале в угоду покупателю народные мастерицы вводили в традиционную белую строчку новые приемы, отбирая наиболее интересные разделки. Затем появились вышивки с усложненным узором из длинных пушистых настилов. Постепенно увеличивались и размеры ячеек сетки.

В конце 30-х годов начинают намечаться существенные изменения в стиле горьковского гипюра за счет введения новых приемов выполнения узора. В 1945 — 1960 годы эта своеобразная сквозная техника вышивки получила необыкновенный расцвет. Мастерицы и художники увлечены были красотой горьковского гипюра, который давал им широкие возможности для создания произведений различного назначения. В конце 40-х годов в многочисленных артелях Горьковской области сложился крепкий коллектив талантливых мастериц и художников, которые в совершенстве владели этой сложной техникой сквозной вышивки. Лучшими среди них были С. П. Стрелкова, А. Е. Мусосина из Катунок, Е. А. Похвалинская из Новинок, Н. П. Теренгина, К. И. Катаева из Пуреха, О. А. Курантова из Чкаловска и другие. Руководила таким большим творческим коллективом художник облхудпромсовета В. Т. Куликова, которая и сама постоянно работала над созданием новых высокохудожественных произведений с горьковским гипюром.

Этот первый, наиболее плодотворный этап развития вышивки был связан с созданием предметов, предназначенных для убранства жилого и общественного интерьера,— занавесей, покрывал, скатертей, накидок, дорожек, салфеток. В каждом из этих произведений всегда удачно сочетались и утилитарные, и эстетические качества. Формы предметов были устойчивы, просты и функционально продуманы. Ткани однотипны — льняное полотно, белый по цвету шелковый шифон или креп-жоржет и батист с необходимым для получения сетки полотняным переплетением.

В лучших произведениях той поры пропорции декора всегда были строго соразмерны предмету, орнамент подчинен математически строгому, ясно читающемуся линейному ритму. Вместе с тем каждый художник и мастер стремились добиться особой остроты, декоративности, выразительности в рамках доступных им специфических средств выражения — создания фактурного узора на крупной прозрачной сетке. Композиционный строй узора был в те годы достаточно разнообразен. Однако на некоторых предметах прослеживается привязанность художников и мастериц к определенной схеме. Так, в многочисленных накидках, самом популярном виде изделий тех лет, наблюдается некоторая повторяемость художественного решения — широкая кайма вокруг и крупный медальон в центре.

G:\fashion\gipur\image007.jpg
Фото 5. Широкая кайма и крупный медальон в центре на современном столовом белье.
Художник Н.В.Харламова. Выставочный зал ЗАО «Гипюр»

Талантливая художница В. Т. Куликова оказала значительное влияние на изменение характера орнамента и фактуры горьковского гипюра, введя в него разделки из длинных пушистых стежков. Нельзя сказать, что такой прием вышивки был открытием В. Т. Куликовой. Длинные стежки местные мастерицы использовали еще до революции, особенно в Катунках, но в первое десятилетие работы артелей о них как-то забыли. Правда, длинными одиночными петлями они окружали ромбы — «цветки», вводили в узор также и восьмилепестковую розетку, образованную из тех же одиночных петель. В. Т. Куликова стала применять не одиночные петли, а группу из них, создавая плотный рельефный узор самых разных очертаний.

Вслед за ней и катунские мастерицы, вспомнив вышивки прошлых времен, вновь обратились к узорам из длинных пушистых стежков. Вскоре этот прием вышивки освоили в Пурехе, Бубнове, где была Беловская артель, Новинках, Городце, Арзамасе, Лыскове и Боре.

G:\fashion\gipur\image008.jpg
Фото 6. Пример выполнения длинных пушистых стежков. Выставочный зал ЗАО «Гипюр»

Введение в узор большого количества длинных стежков повлекло за собой не только обогащение фактуры вышивки,— она стала более рельефной, но и изменение стиля самого орнамента. С одной стороны, узор стал крупнее и декоративнее. С другой, появились новые мотивы орнамента, не встречавшиеся ранее в такой вышивке. С третьей, привычные формы орнамента стали более сложными. Особенно это отразилось на очертании «цветков», которые в основном стали формироваться теперь из длинных стежков и начали больше походить на головки сказочных цветков. Такие цветки получили со временем бесконечное множество вариантов. На одних произведениях по-прежнему главенствовали цепочки ромбов, в просветы которых вписывались «цветки» разнообразных очертаний. На других орнамент строился из самих цветков, которые складывались в узоры самого разного размера и формы: полосы, ромбы, круги, квадраты, прямоугольники. В таких новых вышивках начинает ярче выявляться контраст между фоном и узором. Для этого вокруг орнамента всегда оставлялся ряд незаполненных ячеек, отчего каждый «цветок» четко выступал на ажурном фоне. Оставшиеся же ячейки сетки вокруг орнамента переплетались различными разделками в одну тонкую  нитку,  которые образовывали полутон.

G:\fashion\gipur\image009.jpg
Фото 7. Работа в пяльцах, 2007 год. Цех ЗАО «Гипюр», гкаловск

Такие прозрачные вышивки с контрастом белых плотных и легчайших разделок обладали богатейшей светотеневой игрой фактуры, которая получалась за счет разного переплетения нитей, идущих параллельно и по диагонали по отношению к столбикам сетки.

Вышивки, где строго геометрический узор сочетался с «цветками», были характерны для целого ряда предприятий Горьковской области. Лучшими были произведения художников и мастериц из Бора, Городца, Чкаловска и Пуреха.

G:\fashion\gipur\image010.jpg    G:\fashion\gipur\image011.jpg
Фото 8                                               Фото 9
G:\fashion\gipur\image012.jpg
Фото 10. «Салют победы». Художник Городецкой строчевышивальной фабрики А.Г.Грачева, 1975 год.
Городецкий краеведческий музей

G:\fashion\gipur\image013.jpg
Фото 11. Платье и туника (лен 100%). Городецкая строчевышивальная фабрика

В 1954 году художником, а позднее главным художником, Чкаловской строчевышивальной фабрики становится Галина Григорьевна Максимова. Любовь к вышивке и рисунку у Галины Григорьевны проявилась в детстве. Этому во многом способствовало влияние старших женщин ее дома в г. Горьком, которые все свое свободное время отдавали вышиванию. После окончания швейного техникума (гадом, Рязанская область), прежде чем попасть в Чкаловск, молодой художнице довелось поработать в цехе ручной вышивки строчевышивальной фабрики в г.Лыскове и техноруком в Горбатовской артели. Горьковский гипюр она считает вышивкой самой гибкой и разносторонней. Сложное сплетение форм и линий этой вышивки дает возможность художнику высказать гораздо больше, чем другая техника образования узора на ткани. Произведения Г.Г.Максимовой восхищали посетителей выставок в Брюсселе, Монреале и Осака, Лондоне, Амстердаме, Будапеште, Измире и Познани и др.

G:\fashion\gipur\image014.jpg
Фото12. Галина Григорьевна Максимова
Выставочный зал ЗАО «Гипюр»

G:\fashion\gipur\image015.jpg
Фото13. «Древо жизни». Художник Г.Г.Максимова. Выставочный зал ЗАО «Гипюр»

G:\fashion\gipur\image016.jpg
Фото 14. Накидка (крепдешин, горьковский гипюр – цветки, штопка, кольчик на ножках, розетки)
Художник Г.Г.Максимова, 1956 год.

Музей народных художественных промыслов, Н.Новгород

 

Гипюр в 21 веке

Спустя почти полвека наследником Чкаловской строчевышивальной фабрики стало предприятие ЗАО «Гипюр». Из поколения в поколение талантливые художники и мастера промысла с любовью сохраняют и творчески осмысляют богатое наследие, имеющее уже вековые традиции. Ассортимент выпускаемой продукции разнообразен - это постельное и столовое белье, панно, сувенирная продукция, одежда из льна, предметы интерьера.

Льняные изделия с нижегородским гипюром пользуются популярностью как в России, так и за ее пределами. Часть продукции идет на экспорт в Канаду, Германию. Америку. Недаром высокохудожественные гипюрные изделия уже давно признаны специалистами настоящими произведениями искусства.

Предприятие возглавляет энергичный и талантливый руководитель Елена Владимировна Кириллова. Елена Владимировна не только сумела сохранить фабрику и коллектив мастеров в сложные 90-е, но и развить это направление в вышивке.

G:\fashion\gipur\image017.jpg
Фото15. Елена Владимировна Кириллова

Экспериментальной группой предприятия руководит главный художник Е.Н.Балашова, ученица Г.Г.Максимовой. Художник тонко чувствует композицию гипюровых орнаментов, удачно сочетает в узорах чередование плотных и прозрачных строченых разделок. Примером служат скатерти «Узорчатая» и «Ленок».

G:\fashion\gipur\image018.jpg        G:\fashion\gipur\image019.jpg
Фото 16.Скатерть «Узорчатая»                        Фото 17. Скатерть «Ленок»
(117х69, лен100%)                (100х100, лен 100%).
Из «Альбома лучших изделий» ЗАО «Гипюр»

G:\fashion\gipur\image020.jpg
Фото 18. Скатерть (70х70, лен 100%)
Из «Альбома лучших изделий» ЗАО «Гипюр»

Благодаря классическому строю орнамента и мягкой игре светотени создается ощущение торжественности узора, например на полотенце «Праздничное».

G:\fashion\gipur\image021.jpg
Фото 19. Полотенце «Праздничное» (65х300, лен 100%)
Из «Альбома лучших изделий» ЗАО «Гипюр»

Художница часто использует в своих работах мотив знаменитой «катунской ветки». Этот пушистый узор ветки был создан в конце 50-х годов талантливой мастерицей С. П. Стрелковой. Изящные веточки Е. Н. Балашова дополняет цветами, не нарушая общего мотива.

Работы художника Н.В.Харламовой, ученицы Г.Г.Максимовой, имеют ярко выраженный индивидуальный характер. Используя возможности техники строчевой вышивки «нижегородский гипюр», она создала ряд орнаментальных и сюжетных композиций. Работы эти посвящены важным общественным событиям и юбилейным датам, например, панно «Золотые купола», «Юбилейное».

G:\fashion\gipur\image022.jpg              G:\fashion\gipur\image023.jpg
Фото 20. Панно «Золотые купола»                       Фото 21. Панно «Юбилейное»
(60х80, лен 100%)                                        (135х150, лен 100%)
Выставочный зал ЗАО «Гипюр»

Произведения ее имеют сложную проработку деталей. Обводка зачастую идет по вольному контуру,  создавая  плавные изгибы архитектурных сооружений, пышных цветов, птиц, как в панно «Победа». Ее легкие цветовые решения и разнообразные творческие находки основаны на изучении окружающей действительности и наследии мастеров промысла.

G:\fashion\gipur\image024.jpg             G:\fashion\gipur\image025.jpg
Фото 22. Панно «Победа»                          Фото 23. Полотенце «Солнечное»)
(100х150, лен 100%)                                    (230х55, лен 100%
Выставочный зал ЗАО «Гипюр»

Художником проведена большая работа по созданию новых уникальных образцов в выставочных залах предприятия, в том числе интерьер комнаты «Русский лен» и кукла «Виктория».

G:\fashion\gipur\image026.jpg       G:\fashion\gipur\image027.jpg
Фото 24. Комната «Русский лен»                                     Фото 25. Кукла «Виктория»
Выставочный зал ЗАО «Гипюр»

Обе художницы с 2005 года являются членами Союза художников России.

Изделия чкаловских мастериц ЗАО «Гипюр» постоянно участвуют во всероссийских и зарубежных выставках. Коллекции строчевышитых изделий чкаловских мастериц имеются в Музее народного искусства (Москва), в Нижегородском краеведческом музее-заповеднике, в Загорском государственном историю-художественном музее-заповеднике, в Костромском музее изобразительных искусств, в Екатеринбурге (Дом-усадьба Ошуркова) и др. Хранятся экспонаты и в частных коллекциях.

 

Техника выполнения

Процесс создания изделий с нижегородским гипюром является трудоемким и интересным. Начиная с раскроя ткани, в процессе много ручного труда. Изделия с вышивкой по держке кроятся на разрыв или режутся ножницами по нитке. Это необходимо, чтобы в дальнейшем изделие подучилось качественным, а его края были ровными.

Техника вышивки «нижегородский гипюр» относится к строчевым видам вышивки, она сквозная. Основой для узора служит сетка размером 0,5 до 0,8 см. А формируется эта сетка (рефеть) в цехе заготовки под ажур. Согласно планчику на данное изделие, на ткани намечается расположение будущей сетки. Затем определенные нити основы и утка ткани подрезаются и удаляются, то есть выдергиваются. Инструмент у мастеров заготовки под ажур нехитрый — это сантиметровые ленты, ножницы, иглы.

G:\fashion\gipur\image028.jpg
Фото 26. Формирование сетки. Цех ЗАО «Гипюр»

После держки рефеть имеет рыхлый вид, поэтому ее закрепляют в цехе машинной вышивки. Будущая сетка запяливается в круглые пяльцы и перевивается. По ее границам прокладывается закрепление более плотного вида, называемое валиком. Одновременно с перевивкой могут вышиваться и машинные элементы гипюра. Машина лишь подает мастерице нить в ритме, заданном ей же. При этом она должна виртуозно положить ее в определенном месте рефети тем или иным узором.

G:\fashion\gipur\image029.jpg
Фото 27. Закрепление сетки и машинная вышивка. Цех ЗАО «Гипюр»

В цехе ручной вышивки запяливают ткань с тугим натяжением в прямоугольные пяльцы. Вышивка производится иголкой и нитками мулине (можно льняными).

G:\fashion\gipur\image030.jpg
Фото 28. Ручная вышивка. Цех ЗАО «Гипюр»

 

Строчевые разделки вышивки нижегородского гипюра

В настоящее время ЗАО «Гипюр» применяет следующие виды разделок (Рис.1):

G:\fashion\gipur\image031.jpg

Рис.1

 

Простые приемы выполнения строчевой вышивки вручную

Выбрать ткань с полотняным переплетением нитей, желательно, с одинаковой толщиной нитей основы и утка.
1. Подготовить сетку для вышивки:
1.1. Края ткани выровнить, то есть обрезать по следу нити, выдернутой у края.
1.2. В соответствии с планом (Рис.2) к салфетке (Рис.3) наметить расположение строчевой вышивки на ткани. Вдоль двух сторон по долевой и уточной нити выдернуть по одной нити.

G:\fashion\gipur\image032.jpg         G:\fashion\gipur\image033.jpg

Рис.2                                                  Рис.3
Работа Анны Ивановой, журнал МОД Рукоделие №417

1.3. Иглу с цветной ниткой провести по следу выдернутых нитей, то набирая, то пропуская определенное их количество (Рис.4). Количество выдернутых нитей зависит от их толщины и от вида строчевой вышивки. Например, для белой мелкой строчки выдернуть 3÷4 нити и столько же оставить, для горьковского гипюра выдернуть 10 и более нитей, 5÷6 нитей оставить. Если долевая и уточная нити разной толщины, то выдернуть их в разном количестве, чтобы клеточки сетки имели форму квадрата.

G:\fashion\gipur\image034.jpg
Рис.4

1.4. Подрезать те нити ткани, которые расположены только под цветной ниткой или над ней. Крайние нити подрезать, так как в углах сетки должны быть дырочки. Для крайних дырочек подрезать на 1÷2 нити меньше, чтобы при обметывании размер клетки не увеличивался. Подрезать нити надо со стороны сетки, чтобы крой ткани не осыпался. Подрезанные нити удалить с помощью пинцета.
1.5. Ткань закрепить в пяльцах, следя за тем, чтобы сетка не перекосилась. Сетку из оставшихся нитей обшить катушечными нитками или нитками, выдернутыми из ткани. На Рис.5 показано движение иглы с ниткой, обвивающей столбики сетки.

G:\fashion\gipur\image035.jpg
Рис.5

2. Выполнение узора на сетке:
На сетке выполнить узор, заполняя клетки различными видами разделок:
2.1. Одинарная штопка (Рис.6). Штопкой можно заполнить одну или несколько клеток сетки. Иголку с ниткой протянуть вертикально от нижнего столбика клетки к верхнему, обвив ниткой верхний столбик. Возвратить нить обратно, обвивая протянутую ранее нитку. Затем обвить вертикальный столбик, протянуть нитку по горизонтали и т.д. Если штопкой нужно заполнить несколько клеток, то нить протянуть сразу через все клетки от нижней до верхней, возвращая иглу к нижней клетке, обвить протянутую нить, для этого иглу провести под столбиками сетки. Выполняется катушечной ниткой или мулине.

G:\fashion\gipur\image036.jpg
Рис.6

2.2. Настил (Рис.7). Иглу с ниткой провести по горизонтали или вертикали так, чтобы нить поочередно проходила то над столбиком, то под ним. Так протянуть нитку несколько раз, пока клетка не будет заполнена. Выполняется нитками мулине, ирисом, гарусом.

G:\fashion\gipur\image037.jpg
Рис.7

2.3. Воздушная петля (Рис.8). Закрепить нитку на нижнем столбике, провести ее к левому столбику, делая петлю, затем к верхнему и к правому, выполняя петлю на каждом столбике клетки. Для этого шва используют катушечные нитки.

G:\fashion\gipur\image038.jpg
Рис.8

2.4. Паутинка (Рис.9). Этот шов выполняется в квадрате, состоящем из четырех клеток сетки. Из правого нижнего угла квадрата протянуть нитку по диагонали к левому верхнему углу, закрепить ее, обвивая в направлении сверху вниз. Перейти к левому нижнему углу, обшив горизонтальные столбики сетки, протянуть нитку из левого  нижнего угла к правому верхнему углу. Закрепить нитку, обвить ее до центра квадрата. Иглу с ниткой провести поочередно то под столбиком сетки, то над проложенной ниткой. Затем выполнить второй круг, прокладывая нитку в обратном направлении и т.д. Закончив выполнение круга, обвить не обвитую часть ранее натянутой по диагонали нитки. Выполняется катушечными нитками или мулине.

G:\fashion\gipur\image039.jpg
Рис.9

2.5. Обводка (Рис.10). Выполнить двукратным движением иглы с ниткой сначала в одном направлении, затем в обратном по пропущенным местам. Выполняется нитками мулине.

G:\fashion\gipur\image040.jpg
Рис.10

 

Растительные формы орнамента из длинных стежков, применяемые в гипюре (Рис.11)

G:\fashion\gipur\image041.jpg

Ветка

G:\fashion\gipur\image042.jpg

Ромашка

G:\fashion\gipur\image043.jpg

Ромашка

G:\fashion\gipur\image044.jpg

Василек

G:\fashion\gipur\image045.jpg

Колосок

Рис.11

 

Украшение нарядной одежды гипюром

Модели вечерних платьев художника Л.Кириковой, вышивка мастеров Городецкой строчевышивальной фабрики, 1991 год, фото из каталога Нижегородского дома моделей (Фото 29, 30, 31).

G:\fashion\gipur\image046.jpg   G:\fashion\gipur\image047.jpgG:\fashion\gipur\image048.jpg
Фото 29                                Фото 30                                Фото 31

Модели художника Н.В.Харламовой, ансамбль «Романтика» (Фото 32), мужская сорочка и платье-костюм «Славяночка» (Фото 33), фотографии из «Альбома лучших изделий» ЗАО «Гипюр», 2009 год.

G:\fashion\gipur\image049.jpg            G:\fashion\gipur\image050.jpg
Фото 32                                Фото 33

 

Украшение повседневной одежды строчевой вышивкой

Модели одежды предприятий народных художественных промыслов Нижегородской и Ивановской областей можно увидеть в репортаже с фестиваля «Гипюра сказочный узор».

Фотографии моделей одежды из «Альбома лучших изделий» ЗАО «Гипюр», 2009 год (Фото 34-41).

G:\fashion\gipur\image051.jpg            G:\fashion\gipur\image052.jpg     G:\fashion\gipur\image053.jpg    G:\fashion\gipur\image054.jpg
Фото 34                    Фото 35                    Фото 36                    Фото 37

G:\fashion\gipur\image055.jpg   G:\fashion\gipur\image056.jpg    G:\fashion\gipur\image057.jpg        G:\fashion\gipur\image058.jpg
Фото 38                    Фото 39                    Фото 40                    Фото 41

 

Литература

1. Катунки на Волге, составитель Н.Ф.Поляков. – Н.Новгород: Деком, 2003
2. Климова Н.Т. Народная вышивка Горьковской области. – Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1983
3. Нижегородский гипюр. Альбом лучших изделий ЗАО «Гипюр». – Н.Новгород: ИД «Красивые люди», 2009
4. Персидский В.А. Сказание о земле Василевской-Чкаловской. – Н.Новгород: Нижполиграф, 2004

Для фотографий из книг, журналов и каталогов указан источник. Фотографии в музеях, выставочных залах и цехах предприятий выполнены автором статьи с разрешения администрации.

 научиться, кроить, шить, дистанционное, обучение, через интернет, курсы кроя и шитья, выкройки, конструирование одежды, пошив одежды, авторская, школа, Людмила Серова    научиться, кроить, шить, дистанционное, обучение, через интернет, курсы кроя и шитья, выкройки, конструирование одежды, пошив одежды, авторская, школа, Людмила Серова     научиться, кроить, шить, дистанционное, обучение, через интернет, курсы кроя и шитья, выкройки, конструирование одежды, пошив одежды, авторская, школа, Людмила Серова

Copyright © Людмила Петровна Серова
Last modified: 27.04.2014