НАЧАЛО    НОВОСТИ   СОДЕРЖАНИЕ САЙТА

курсы кроя и шитья Людмилы Серовой

Авторская школа кроя и шитья Людмилы Серовой

Заявки на электронные книги, заявки на дистанционное обучение и консультации, вопросы по моделированию, конструированию и технологии индивидуального пошива одежды, а также предложения по сотрудничеству направлять по электронной почте по адресу fashion-school@yandex.ru

Подробно о книгах Людмилы Серовой смотрите в разделе Книги и учебные пособия

Конструирование
и пошив женской одежды
в домашних условиях
Готовится к выпуску
Том 4 - Женские брюки
Том 3 - Моделирование и пошив
юбок клиньевых, с воланами,
с лепестками, с драпировками
Том 2 - Моделирование и пошив
юбок со складками
и конических юбок
Том 1 - Базовые лекала
прямых юбок.
Моделирование и пошив
прямых, зауженных и
расширенных книзу юбок

Конструирование
и пошив мужской одежды
в домашних условиях

Готовится к выпуску
Том 3 - Джинсовый костюм

Том 2 - БрюкиТом 1 - Рубашки и трусы
Конструирование
и пошив детской одежды
в домашних условиях
Том 2 - Детская легкая одеждаТом 1 - Детское белье

АЛЬМАНАХ

МОДА ДЛЯ ПОЖИЛЫХ

фрагмент книги

авторы Е.А.Янчевская, А.Е.Рыбкина «Легпромбытиздат» 1993

Стиль и мода

Все элементы предметного мира человека — архитектура, мебель, бытовая утварь и в том числе костюм — подвержены тем или иным изменениям во времени и пространстве. Они рассматриваются как часть целого предметного мира человека в единстве его общественного и исторического содержания. Вместе с тем весь предметный мир человека косвенно отражает черты эпохи, в пределах которой этот мир создан. По форме отдельного предмета мы можем судить не только о времени его создания, но и об уровне культуры, общественных отношений, об образе жизни людей в это время. Мы можем говорить в данном случае о стиле эпохи, который складывается и формируется под влиянием определенных экономических отношений, системы политических, нравственных, религиозных взглядов, эстетических идеалов и др.

Стиль как бы организует, оформляет предметно-пространственную среду вокруг человека. Стиль, сформированный под воздействием идеалов эпохи, можно увидеть в предметной среде Древнего Египта, античной Греции, средневековья и т.д. Приближаясь к нашему времени, мы можем говорить о стиле модерн, стиле 20—30-х годов и т. д.

Итак, под стилем в искусстве понимают устойчивое единство средств и приемов художественно-образной выразительности, обусловленное общественно-историческим содержанием.

Один стиль сменяет другой... Вместе с предметами быта, мебелью, архитектурой видоизменяется и одежда. Но и в течение определенного времени и в рамках одного стиля мы также наблюдаем продолжительную цепь смены форм костюма. Этот процесс происходит в непрерывной последовательности. Новизна костюма определяет моду — одну из форм проявления качественных изменений в предметном мире человека.

В отличие от стиля мода характеризует более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм наиболее подвижных элементов предметной среды. Изменения моды происходят внутри стиля. Бытовые предметы потребления, в том числе одежда, находятся в сфере постоянного влияния моды.

По мнению специалистов, история моды так же стара, как и история костюма. Мода, подобно стилю, функционирует, развивается и изменяется под воздействием многих причин и факторов: - экономических, социально-психологических, нравственных, эстетических. Как правило, при исследовании моды объектом внимания является характер «модности», т. е. модные тенденции в одежде на сегодняшний день. Мода как общественное явление тесно связана с образом жизни общества, социальных групп, личности. Моду считают своеобразным общественно-психологическим феноменом, беспристрастно отражающим различные стороны развития человеческой жизни.

Развиваясь по определенным законам, мода быстро и точно реагирует на все события. Человек не может жить вне моды. Даже отвергая и отрицая ее, он тем самым выражает свое отношение к ней и, следовательно, отношение к определенным проявлениям жизни. Поэтому явление моды глубоко и всесторонне изучается сейчас модельерами, экономистами, журналистами и социологами разных стран. Моду исследуют во всех аспектах в соответствии с особенностями жизни в современном мире.

Научно-технический прогресс, ставший символом нашей эпохи, обеспечивает достаточно высокий культурный бытовой уровень жизни в странах с развитой экономикой, занимающихся проблемами моды. Всесторонние связи между этими странами, а также средства массовой информации делают достоянием всего мира любое новшество, любое событие науки и искусства. Мода в наши дни интернациональна. Новые модные тенденции возникают одновременно во всех странах мира.

Итак, мода — одно из сложных социальных явлений человеческой жизни. Каков же механизм действия моды, какова ее связь с культурой и психологией человека? Существует ряд толкований механизма моды. В сфере влияния моды модный выбор, возникновение моды определяются различными ценностями. Называют такие движущие силы моды, как стремление к новизне, разнообразию, переменам. Иные считают, что модой движет инстинкт подражания. Человек — «участник» моды — подражает новым модным стандартам, но вместе с тем именно посредством этой новой моды стремится отличиться от окружающих людей. Здесь мода выступает в качестве защитного механизма личности, позволяет человеку выпукло демонстрировать свое «я» посредством отклонения от устоявшихся модных стандартов. Одни исследователи трактуют функционирование моды как вариант потребления излишков, когда основные жизненные потребности удовлетворены. Другие объясняют моду как выражение престижности, как игру или как всплеск фантазии художника-модельера.

Так или иначе, мода как форма социальной регуляции поведения людей занимает значительное место в жизни общества. Ее воздействие на повседневную действительность не всегда осознаваемо, но очень велико. К сожалению, понятия «модное» и «эстетическое» не всегда совпадают хотя и не исключают друг друга. Поверхностная мода имеет достаточно глубокие корни в социальной жизни, оказывает серьезное влияние на экономическую и культурную сторону жизни.

Мода, характер, возраст

Во все времена основные требования жизни отражаются в характере одежды. В каждый исторический период времени эти требования различны. Сегодня во всем мире мода формируется под влиянием потребностей огромных масс людей. Она выражается в стремлении к максимальному удобству одежды, практичности, к ее универсальности. Современная мода демократична, она становится массовой, нужной и доступной всем. Как же мы «потребляем» моду?

Мы уже знаем, что мода в одежде проявляется как скрытая форма самовыражения. Самовыражение разделяется как бы на два направления: стремление «обособиться», т. е. выделиться из общей массы, и возможность «приобщиться», т. е. быть как все. Манера одеваться — это выражение индивидуальности, характера, образа жизни, общественного положения, выработанных устоев жизни.

Итак, одна категория — это люди (их меньше), готовые безоговорочно принять все новое и тем самым выделиться из общей массы. Их называют любителями острой моды. Потребителям именно этой категории адресуются все новейшие предложения и идеи авангарда моды. Острая мода создается для идеальных фигур манекенщиц и демонстрируется с их помощью, что способствует максимальному выражению типизированного модного образа, характерного для новой моды. Это идеал, к которому стремятся следящие за модой люди. Далее «перспективная» мода опосредуется, воспроизводится в различных обобщенных, комбинаторных вариантах массовой моды.

Другая категория людей, более осторожная в восприятии нового, — это потребители умеренной моды. Они копируют увиденное, носят то, что уже принято. Эти люди проявляют бессознательное коллективное подражательство, на котором базируется массовая мода.

Но есть и такие люди, которые преломляют любую моду относительно своего образа, своего найденного стиля. Благодаря чувству меры и вкуса они всегда одеты современно. Умение одеваться красиво, модно и, главное, к месту — это, пожалуй, талант, воспитанный внутренней культурой и личными высокими эстетическими требованиями.

Современная мода уделяет большое внимание образному и стилевому решению одежды, которое в свою очередь диктует форму, длину, объемы, пропорции, характер применяемых тканей и других материалов, цветовую гамму, сочетание вещей в комплекте или в ансамбле. И вот здесь очень важно суметь выбрать из многочисленных и всевозможных предложений то, что приемлемо только для вас, то, что соответствует особенностям вашей фигуры, возрасту, характеру. Многое зависит от того, насколько правильно вы способны оценить себя и свои возможности с точки зрения внешности и возраста.

Современная мода дает возможность отнести себя к молодежному или взрослому направлению. Для молодежной авангардной моды характерны динамика формы изделий, острота композиционных решений и образов, контрастная игра длин и пропорций, максимальная декоративность цветовых сочетаний.

Черты, присущие взрослой моде, — элегантность и классический стиль.

Мода и классика

Классика обладает способностью фиксировать наиболее устоявшиеся черты времени. Классический костюм дает нам возможность выявить определенные постоянные признаки, которые лишь незначительно трансформируются во времени. Это форма костюма, ассортимент, детали, используемые ткани и другие материалы, цветовая гамма.

Как правило, классический костюм характеризуется гармонической целостностью, основанной на стабильности и единстве составляющих ее элементов. Устойчивое гармоническое соотношение его частей и элементов наблюдается на протяжении длительного времени. Это является основанием для развития определенного пластического образа, проверенного временем. Принципы организации классической формы костюма становятся безошибочным правилом для последующих поколений, а создаваемые на основе этих принципов модели одежды, как правило, безупречны. Одним из принципов является найденное равновесие между эстетической и утилитарной функциями в костюме, что соответствует общим человеческим характеристикам. Это позволяет считать классический костюм достоянием всего человечества, расценивать его как явление интернациональное и демократичное.

Итак, классический костюм отражает преемственность времени и является итогом длительного отбора наиболее жизнеспособных и функционально полезных элементов костюма.

Мода XX в. выработала довольно стабильные элементы костюма. Варьируя ими, она создала невероятное разнообразие форм одежды. На протяжении этого века сменилось много различных тенденций в моде, но классический стиль оставался всегда.

Типичным примером классического стиля в костюме может служить английский костюм, состоящий, как правило, из юбки или брюк, блузки и жакета. Костюм называется английским потому, что возник он в Англии в конце XVIII в. в качестве деловой повседневной практичной мужской одежды. В это время французская мужская мода предлагала шелковые кафтаны и короткие штаны-кюлоты.

Классический мужской костюм видоизменялся в течение довольно долгого времени и в конце концов перекочевал в ассортимент женской одежды. Уже в 80-е годы XIX в. женский английский костюм состоял из длинной прямой юбки с застежкой или складкой и жакета на подкладке. Ткани, используемые для женского или мужского костюма, были сдержанных расцветок, в полоску или клетку и в дальнейшем стали называться костюмными.

Стиль английского костюма вот уже более 100 лет используется в женской одежде. Такой костюм практичен, годится для многих случаев жизни, хорошо сидит на любой фигуре.

Английский костюм стал классикой в одежде и не выходил из моды, несмотря на ее различные предложения. Мы видим присутствие его в различных десятилетиях XX в. Можно говорить о классическом костюме 40-х годов, 60-х или 80-х годов. В каждом десятилетии он соответствует эстетическому идеалу своего времени. При этом мы видим различные пропорции, детали. Меняются объем, длина, ширина плеч, форма бортов и т. д. Именно это и придает костюму конкретного десятилетия неуловимые черты современности. И в то же время английский классический костюм всегда узнаваем по целесообразности форм, соизмеримости деталей, лаконичности и ясности конструктивных линий и членений.

Другим примером классического стиля является стиль, созданный незабываемой Габриэль Шанель. Ее творчество является хрестоматийным. Уже после первой мировой войны Г. Шанель провозгласила идеал новой простоты в костюме, окончательно изгнав из женского туалета корсет. Она считала, что мода должна признаваться широкой массой людей.

Изысканная простота, сочетающаяся с неподражаемым шиком, — вот отличительные черты элегантного стиля шанель. Всему миру известны эти простые по форме костюмы идеальных пропорций, выполненные из дорогих легких буклированных тканей с фактурной отделкой по краю борта, низу жакета и рукавов.

Костюм всегда дополнен шелковой блузкой с мягко завязывающимся бантом. При всей видимости простоты и стандартности форм костюмы Шанель бесконечно трудно поддаются имитации. Они всегда уникальны и чрезвычайно дороги. Редко кто из модельеров может реализовать элегантную «роскошь простоты», так как это делала в своих моделях Шанель. Эти модели стали классикой (рис. 2).

костюм в стиле шанель chanel

Рис.2. Костюм в стиле шанель

В последний период своей деятельности Габриэль Шанель работала с клиентками пожилого и преклонного возраста. Это и понятно. Она и сама была уже немолода, поэтому прекрасно знала характерные особенности женской фигуры в этом возрасте. Все свое мастерство она употребляла на то, чтобы скрыть все дефекты и недостатки фигуры, применив особый крой, конструкцию и «портновские секреты». Блузка и подкладка жакета всегда были из одного материала. Жакет, распахиваясь при движении, не выявлял линий талии и бедер, уже не идеальных. Подкладка стушевывала некоторые недостатки. Большой бант или шарф, роскошная дорогая бижутерия обращали внимание на облик хозяйки костюма.

Классический элегантный стиль в костюме стал выразителем престижности и респектабельности, характеристикой высочайшего вкуса и хорошего тона в одежде. Этот стиль стремится сохранить вечные ценности, выраженные некрикливой элегантностью. Недаром первые дамы во всем мире являются сторонницами классического стиля в одежде.

Итак, тенденции классики существуют в моде всегда при всем огромном многообразии стилевых трактовок и современных предложений модельеров. Интересно, что в некоторых периодах в авангард моды выдвигалась именно классика. Это случается почти каждое десятилетие, в том числе в конце 80-х годов. Мы видим, что мода как бы играет в неоклассику. В эти периоды используются классические ткани в клетку, в полоску, применяются классические детали и узлы композиционного решения. Все это представляется в новых, нарочито обостренных пропорциях, контрастных формах и объемах.

Оставаясь в русле авангардной моды, тема классики обогащается благодаря различным образным и стилевым ассоциациям, приобретая современное звучание. Вспышки классики и женственности в моде вызывают к жизни гармонию, упорядоченность, соразмерность, т. е. те принципы, которые сопутствуют классике. В авангарде моды могут присутствовать иные эстетические предпочтения, даже безумства, но классика с характерными для нее невозмутимостью и спокойным достоинством всегда находится рядом. Именно тема классики дает возможность взрослой женщине выбрать для себя индивидуальный стиль и образ, соответствующие ее возрасту и положению. При этом классический стиль позволяет использовать тенденции моды так, чтобы ни одна тема ассоциаций не звучала слишком громко и откровенно. В одежде для взрослой женщины острые модные тенденции сглаживаются, неуловимо видоизменяются, наслаиваются друг на друга и при этом приобретают различные современные оттенки.

Женщина пожилого возраста обязательно должна иметь свое собственное, несуетное отношение к одежде, окрашенное спокойствием и гармонией. Она должна уметь противопоставить новациям моды достойное, изысканное и благородное звучание хорошего тона в одежде. Именно эту возможность и может предоставить классический стиль. Женственность, простота, лаконичность — вот черты этого стиля.

Одежда классического стиля характеризуется подчеркнутой строгостью и подтянутостью формы, минимумом деталей. Пропорции одежды классического стиля соответствуют естественным пропорциям фигуры человека. Основные членения формы одежды располагаются в местах естественных членений фигуры, т. е. в конструктивных поясах фигуры.

В одежде для женщин пожилого возраста вполне приемлем сохранивший свою универсальность спортивный стиль или его элементы. Этот стиль помогает женщине любого возраста и комплекции чувствовать себя подтянутой, собранной и уверенной. Возраст и полнота здесь ставят определенные рамки, но не лишают возможности добиться элегантности. А это прежде всего сдержанность в одежде, ее естественность, простота, комфортность, а также вкус, который проявляется в том, как выбран стиль, костюм, ткань, цветовое сочетание и различные дополнения.

Одежда спортивного стиля характеризуется свободой формы, обеспечивающей удобства человека в движении, но в то же время дающей возможность подчеркнуть спортивность фигуры. Характерными для одежды такого стиля являются накладные карманы, застегивающиеся клапаны, кокетки, хлястики, паты и т. д. Примером спортивного стиля является полюбившийся всем стиль сафари.

Членения формы и композиционное решение конструктивных и декоративных линий должны быть простыми и ясными. Одежда спортивного стиля, практичная и удобная для всех случаев жизни, позволяет любому человеку чувствовать себя комфортно. Эта одежда проектируется на основе новейших принципов современного дизайна и технического прогресса. При ее изготовлении применяются экспериментальные ткани и другие материалы, прогрессивные идеи в конструировании и технологии. Покрой таких изделий предельно прост и удобен.

Сегодня одежду спортивного стиля носят в соответствующих ситуациях люди самых разных возрастов и профессий. Не могут обойтись без этого стиля (или хотя бы его элементов) и женщины пожилого возраста, особенно в одежде для свободного времени, в частности для прогулок на природе.

Общие рекомендации

Возраст, к сожалению, ограничивает возможности в выборе модных предложений в одежде. С этим трудно спорить. Но женщина, обладающая хорошим вкусом, может и этот недостаток обратить в достоинство. Ведь с возрастом приходит жизненный опыт, перестраиваются жизненные циклы, определяются статус и положение в обществе. Женщины пожилого возраста более глубоко и реально понимают плюсы и минусы своей фигуры, приобретают чувство собственного стиля. Несмотря на возраст, пожилая женщина часто остается милой и нежной. Как правило, находятся новые краски, позволяющие выявить и подчеркнуть то индивидуальное и неповторимое, что присуще только ей одной. В любой женщине обязательно есть что-то привлекательное — руки, глаза, волосы, живое лицо, и надо стараться привлечь к этому внимание окружающих. «Взрослые» женщины больше других должны следить за своими волосами и прической, использовать неброский макияж.

В одежде рекомендуется уделять внимание поиску спокойных, но точно выверенных линий кроя, неконтрастных форм и силуэтов. Детали должны быть точно найдены по размерам, масштабам и месту расположения. Воротник, лацканы, карманы, кокетки и т. д. должны быть выразительными по контурам и по форме. Именно через детали и искусно продуманные аксессуары можно передать в костюме современное звучание моды. Форма костюма при этом тщательно лепится, скрывая дефекты фигуры.

Нелишне напомнить, что женщина пожилого возраста должна быть всегда одета к месту. Нужно, чтобы ее одежда была удобной, комфортной. Важную роль играют требования сезона, от которого зависит выбор ткани, цветовой гаммы, покроя, характера отделки. Независимо от сезона предпочтительней использовать ткани из натуральных волокон, особенно во внутренних слоях одежды. Мы не говорим о белье, так как, естественно, материалы для изделий этого ассортимента должны обладать высокими гигиеническими свойствами, обеспечивающими утилитарный комфорт пожилой женщины.

Такими же свойствами должны обладать ткани, используемые для изготовления блузок и платьев. В пожилом возрасте женщины «не выносят» синтетики. И если применяются модные материалы из смеси волокон и синтетические трикотажные полотна, то рекомендуется использовать многослойные комплекты, позволяющие для внутренней части одежды использовать ткани из натуральных волокон.

Ткани для верхней одежды (пальто, костюмов, жакетов или полупальто) должны быть мягкими, достаточно плотными, способными «держать» форму. Для получения мягких форм в верхней одежде можно использовать неплотные ворсовые ткани. Для костюмов рекомендуется применять твиды с неярко выраженной полоской или клеткой. В качестве отделки зимней одежды пожилая женщина признает только натуральный мех. Искусственный мех может быть использован только в качестве утеплителя в плащах или в пальто и куртках (как отстегивающаяся подкладка).

Для лета пригодны натуральный шелк и хлопчатобумажные ткани (ситец, сатин, поплин, батист, репс и т. д.). Для летних костюмов и платьев спортивного стиля могут применяться ткани из смешанных волокон и плотные формоустойчивые ткани. Из льняных тканей используются ткани с плотной мелкорельефной поверхностью или льняные ткани разреженных структур с ткацким рисунком полоски или клетки. Особенно рекомендуются ткани-компаньоны, которые позволяют создать массу вариантов их комбинирования. Это утверждение можно отнести к одежде всех ассортиментных групп. И еще очень важно: все ткани, используемые в одежде для пожилых женщин, должны быть высококачественными, практичными и престижными.

Если говорить о цвете, то в одежде для пожилых женщин он должен быть сдержанным, но иметь сложные и выразительные цветовые сочетания. Общий тон костюма должен быть единым. Сочетание цветов может быть допущено лишь при условии их мягких переходов. Цвет не должен быть активным и открытым. От коричневого цвета темных и мрачных тонов тоже лучше отказаться, так как он невыгодно оттеняет увядающую кожу. Если в костюме применен приглушенный цвет, то нужно ввести светлый или белый тон — воротник от блузки, отделочный воротник, кашне, шарф.

Каждая женщина знает свою группу цветов, свою любимую гамму. Эта гамма подбирается в соответствии с цветом глаз, лица, волос. Но с возрастом краски лица меркнут, в волосах появляется седина. Поэтому цветовую гамму надо изменить, а яркие цвета, которые раньше так подходили, заменить сложными разбеленными оттенками этих цветов. Надо использовать пастельные (как бы припудренные) цвета, например серо-голубой, зеленоватый (цвет льда), серовато-сиреневый, розово-коралловый, цвет плодов банана, песочный, нежно-голубой, оливковый, все оттенки белого и др.

Колорит одежды для пожилых женщин не должен производить впечатления тусклого и однообразного. Тонкие пастельные переходы цветов создадут выразительный образ элегантной женщины.

Многое зависит и от выбора рисунка ткани. Следует совершенно отказаться от ярких крупных рисунков. Желательно использовать рисунки мелкоузорчатые или вообще ограничиться гладкокрашеными тканями. Рисунок в клетку или в полоску лучше выбирать с мелким раппортом.

Большие возможности разнообразить гардероб, сделать его более современным предоставляют комплекты или ансамбли, в которых соединяются ткани разных фактур и структур (например, сочетание твида или букле с гладкими и плотными тканями). При этом колорит всех частей одежды должен быть одинаков. Очень элегантно сочетание в ансамбле материалов одного цвета, но разной фактуры, например пушистой шерстяной ткани или трикотажного полотна костюма с шелком блузки того же цвета, что и костюм.

Контрастные сочетания цветов в одежде для женщин пожилого возраста исключаются. Можно использовать только небольшие контрастные акценты в виде мелких дополнений и деталей из отделочной ткани (кокетки, воротники, планки и клапаны в моделях с элементами спортивного стиля; отделочный кант или тесьма, подчеркивающие края деталей; кашне, шарф или платок в нагрудном кармане).

Возраст и фигура

Женщин в возрасте от 56 до 75 лет антропологи считают пожилыми. В свою очередь данный возрастной период жизни женщин условно можно разделить на два десятилетия: 56— 65 лет; 65—75 лет. Женщины первого десятилетия данной возрастной группы по комплекции, темпераменту еще близки женщинам среднего возраста.

Трудно сохранить стройную фигуру на протяжении всей жизни. С возрастом у женщин часто изменяются цвет волос, оттенки кожи и такие важные морфологические характеристики, как телосложение и осанка. В частности, телосложение женщин данной возрастной группы характеризуется высокой степенью развития и неравномерностью распределения жироотложений на различных участках тела. Это обстоятельство особенно осложняет выбор формы и покроя одежды.

Хотя для женщин пожилого возраста, как правило, характерны увеличение массы тела, а часто и избыточная масса, встречаются среди них и женщины хрупкие, худощавые. Словом, и для женщин данного возраста характерно большое разнообразие типов телосложений. Наиболее часто встречающиеся фигуры пожилых женщин можно разделить на четыре типа телосложений:
I — со слабым жироотложением по всей фигуре (худощавые);
II — с нормальным и равномерным распределением жироотложения по всей фигуре (характерно для женщин 56—65 лет);
III —с обильным жироотложением в верхней части фигуры (в области плечевого пояса, обхвата плеч, груди). В данном случае объемы верхней части фигуры преобладают над объемами нижней части (характерно для женщин всего данного возрастного периода);
IV — с обильным жироотложением в нижней части фигуры (в области бедер, живота, ягодиц). У таких фигур объемы нижней части тела преобладают над объемами верхней (характерно для женщин всего данного возрастного периода).

Влияние условий жизни и других факторов особенно сильно проявляется в привычном положении тела человека — осанке. Современная наука рассматривает осанку как одну из основных характеристик равновесного вертикального положения тела человека при его спокойном положении. Основными факторами, определяющими осанку, считают форму туловища и форму позвоночника в сагиттальной плоскости. Придерживаясь классификации, принятой в швейной промышленности, различают три типа осанки: сутулую, нормальную и перегибистую.

Для женщин пожилого возраста любого телосложения наиболее характерной является сутулая осанка с выступом лопаток и поворотом плеч вперед (в большей или меньшей степени). При этом грудь несколько заужена. С возрастом появляются жироотложения в области шеи и седьмого шейного позвонка (шейной точки), в области плеч и предплечий и на других участках тела.

Специалисты-профессионалы разрабатывают общие принципы моделирования и конструирования применительно к различным типам женских фигур. Но при практическом моделировании и конструировании одежды для женщин пожилого возраста возникает целый ряд проблем и трудностей, связанных не только с конкретным типом телосложения и осанкой, но и с их образом, стилем.

Рекомендации

III тип телосложения

С объемной верхней частью фигуры и относительно узкими бедрами, — не следует использовать композиционные приемы, зрительно увеличивающие ширину плеч и объем груди. Категорически исключается использование рукавов с чересчур пышными окатами. В верхней части изделия нельзя применять слишком крупные или чересчур мелкие детали (воротники, клапаны, карманы). В области груди следует избегать пышных драпировок, декоративных вышивок, низко застегивающихся лацканов жакетов — от всего этого и так большой объем груди зрительно еще увеличится. Уместны рельефы, защипы и другие виды отделки, расположенные вертикально (рис. 3,а).

Костюм для пожилых женщин III типа телосложения

Рис.3а. Костюм для пожилых женщин III типа телосложения

Верхняя часть изделия не должны быть затянутой. Многие считают, что чем в большей степени изделие будет приближено к фигуре, тем худее покажется полная женщина. Это заблуждение! Просто лишь повторится контур объемной комплекции. Чтобы избежать этого, форма верха изделия должна быть умеренно свободной. В платьях или жакетах талия часто не подчеркивается и делается слегка заниженной. Объемная верхняя часть фигуры от этого зрительно удлиняется. Акценты и детали (накладные карманы и клапаны средней величины, кокетки и т. д.) уместно сместить ниже линии груди, уравновесив тем самым широкие объемные плечи. Для фигуры данного типа в изделии с умеренно объемным лифом можно сосредоточить внимание на относительно узких бедрах. Следует разместить там накладные карманы, клапаны; низ жакетов можно подчеркнуть отделочными кантами или строчками. В нарядных изделиях чуть ниже линии талии уместно расположить вышивку или небольшую драпировку, тем самым смягчив переход от объемной верхней части фигуры к бедрам. При этом не следует забывать о росте женщины, так как он обусловливает правильность найденных пропорций и месторасположения акцентов.

Для женщин III типа телосложения любого роста оптимальным вариантом всегда будет классическая прямая юбка, которая может быть не только прямой и узкой, но и с вертикальными складками, застроченными сверху до линии бедер. Рекомендуются юбки с подрезами и кокетками в области бедер и выше. От плотно облегающей бедра кокетки или подрезов могут идти складки, заутюженные или застроченные. Если женщина с фигурой III типа имеет рост выше среднего, она может носить узкие юбки с подрезами в области коленей с мягким расширением от линии подрезов или с жесткими складками типа плиссе. Подобных вариантов решения может быть очень много, в том числе асимметричных. В определенных условиях пожилые полные женщины с фигурой III типа, так же как и худощавые женщины, могут носить брюки со свободными удлиненными блузонами, жакетами, туниками, жилетами, куртками и т. д. Так может выглядеть домашняя одежда, одежда для свободного времени, одежда для прогулок (рис. 3,б).

Костюм для пожилых женщин III типа телосложения

Рис.3б. Костюм для пожилых женщин III типа телосложения

Ассортимент одежды, используемый в гардеробе пожилой женщины любой комплекции, следует тщательно подбирать с учетом ее назначения. Самой рациональной одеждой для пожилых являются, пожалуй, комплекты. В комплект могут входить, например, платье и жилет, платье и жакет, юбка и блузка, которые дополняются жилетом или жакетом, и т. д.

IV тип телосложения

Для него характерны широкие, часто низкие бедра, относительно которых плечи и грудь кажутся узкими. В этом случае стоит задача с помощью определенных композиционных приемов уравновесить верхнюю и нижнюю части фигуры. Здесь уместны горизонтальные и наклонные кокетки в области плеч, акценты в виде складок и сборок по окату рукава. Допустимы накладные карманы, вышивка или драпировка в верхней части лифа и другие приемы, помогающие зрительно заполнить и расширить объем верхней части фигуры и тем самым как бы «отвлечь» внимание от слишком полной нижней ее части (рис. 4).

Костюм для пожилых женщин IV типа телосложения

Рис.3б. Костюм для пожилых женщин IV типа телосложения

При IV типе телосложения юбку не следует делать прямой. Она должна быть слегка расширенной или со складками по центру фигуры, но не по всей ширине юбки. Складки застрачиваются чуть выше наиболее выступающей части бедер. Именно до этого уровня должна доходить длина жакета. Расширенная юбка может быть многоклинной или выкроенной по косой нитке. Не следует делать никаких поперечных членений, так как они зрительно будут расширять фигуру. Жакеты делаются плавно прилегающими или с мягким напуском на притачном поясе.

Одежда для пожилых женщин различной комплекции всегда должна быть умеренных объемов, но при этом соответствовать общему направлению моды, т. е. быть современной. При установлении степени модности следует проявлять осмотрительность. Если, например, модна расширенная, объемная одежда, то расширение должно быть незначительным. Если модна одежда приталенная, облегающая, то приталенность одежды должна быть небольшая.

Важное значение в проектировании одежды для пожилых имеют рост женщины и пропорциональные членения. Играют большую роль соотношения длин юбки и жакета, жилета или блузона; месторасположение горизонтальных членений карманов и кокеток. Если женщина небольшого роста, следует предпочесть вытянутые формы, вертикальные конструктивные линии. Если она при этом худощава, т. е. имеет телосложение I типа, то допустимы контрастные пропорции: короткий жакет и длинные юбка или платье.

Длина одежды для пожилых женщин любой комплекции должна быть ни короткой, ни длинной. Максимальная длина делает фигуру громоздкой, слишком короткая — не по возрасту легкомысленной, даже если фигура и ноги сохранили стройность. Длина изделия должна быть ниже уровня коленей на 10÷20 см.

Чтобы вещи не выглядели старомодными, надо сосредоточить внимание на оформлении застежки, воротника, на отделке горловины, лацканов и т. д. Нужно выбрать такие варианты оформления, которые подойдут определенному типу телосложения и придадут современный вид моделям традиционного решения, но в то же время будут удобны для пожилой женщины.

Большое значение в проектировании одежды для пожилых женщин имеет рисунок ткани, его масштаб, ритм расположения мотивов. Для рассматриваемой одежды подходят мелкие рисунки или, как исключение, рисунки средних раппортов и масштабов, но не контрастные, а тонально сближенные. При этом детали кроя следует располагать так, чтобы букеты или цветы не попадали на наиболее выступающие точки живота, груди и т. д.

С осторожностью надо подходить и к купонным тканям. Например, при широких бедрах основную часть рисунка купона надо располагать вверху изделия, а в одежде для женщин с большой грудью и расширенными плечами — наоборот. Ткань в клетку и в полоску лучше выбирать с мелким тональным рисунком. Хорошо выглядят на полных женщинах платья и жакеты в клетку или в полоску с отрезными боковыми частями, выкроенными по косой нитке. Расположение клетки или полоски по косой делает фигуру зрительно менее объемной.

Правильно подобранные дополнения сформируют и завершат образ, подчеркнут индивидуальность и своеобразие пожилой женщины. От того, как завязан шарф, какие украшения выбраны, какой величины и формы сумка, какого цвета чулки и обувь, зависит очень многое. Так, контрастного цвета и необычной формы сумка привлечет ненужное внимание к неидеальным формам фигуры. Туфли с перепонками или с очень глухой застежкой способны зрительно укоротить ноги, сделать фигуру приземистой, а вот чулки и обувь в цвет всего комплекта «вытянут» ее. Подобранные со вкусом дополнения придадут костюму и облику пожилой женщины в целом и современность, и обаяние, и женственность.

В одежде для пожилых женщин следует найти такой крой и такие композиционные приемы в рамках найденного стиля, которые помогут подправить форму, подчеркнуть достоинства, замаскировать недостатки.

Так, узкую грудь при худощавой комплекции скроют расширенные пышные рукава, мягкие защипы, выходящие из-под высокой кокетки на груди. В костюм на худую высокую фигуру необходимо ввести дополнительные поперечные членения. А маленькой фигуре не подходит удлиненный приталенный жакет, лучше делать его коротким, полуприлегающим. Высокой и очень худой женщине не рекомендуется носить слишком маленькие шляпы и гладкую прическу.

Широкий треугольный вырез горловины делает плечи более широкими. Расширить линию плеч и увеличить грудь можно благодаря маленькому воротнику и широкой, но короткой кокетке. Большой кружевной воротник зрительно сократит ширину плеч.

При короткой шее следует избегать высоких воротников-стоек, а также широких воротников. Высокий вырез «лодочка» также будет укорачивать шею. Углубленный вырез горловины, открывающий верхнюю часть грудной клетки, создает видимость стройности. Очень подходит в таких случаях V-образный вырез горловины, дополненный низко завязывающимся бантом или галстуком.

Если у пожилой женщины худощавой комплекции сутулая спина, то ей ни в коем случае нельзя носить обтягивающие фигуру свитеры и платья. Спинка изделия должна быть с напуском, с мягкой драпировкой у линии талии или со сборкой у пояса. Рекомендуется носить пелерины, небольшие мягкие воротники, баски, завязывающиеся на спине, или слегка расширенные короткие жакеты типы болеро.

НАЧАЛО    НОВОСТИ   СОДЕРЖАНИЕ САЙТА

Last modified: 16.02.2017

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-