НАЧАЛО НОВОСТИ СОДЕРЖАНИЕ САЙТА ENGLISH Заказы на электронные книги, а также вопросы по моделированию, конструированию и технологии пошива одежды направлять по адресу |
женская |
NEW Том 7. Перевод нагрудных и талиевых вытачек |
Том 5. Базовые лекала изделий с втачным рукавом |
Том 6. Моделирование воротников, оформление горловин и застёжек | Том 8. Моделирование втачных рукавов |
женская |
Том 1. Базовые лекала юбок. Юбки прямые, зауженные и расширенные | Том 2. Юбки со складками и конические юбки | Том 3. Юбки клиньевые, с воланами, с лепестками, с драпировками | Том 4. Брюки |
мужская |
Том 1. Рубашки и трусы | Том 2. Брюки | Том 3. Джинсовый костюм | |
детская |
Том 1. Бельё АКЦИЯ - бесплатно | Том 2. Лёгкая одежда |
АЛЬМАНАХ
Т. Стриженова и С. Темерин
СОВЕТСКИЙ КОСТЮМ ЗА 50 ЛЕТ
Часть 2 (1945-1967). Приложение к Журналу МОД №4, 1967 год
Более подробно на заданную тему смотрите в книге Т.Стриженовой "Из истории советского костюма". Автор - Татьяна Константиновна
Стриженова, книга издана в 1972 году издательством "Советский художник". В книге собран богатый материал по становлению
и развитию советского искусства костюма в 20 годы 20 века. Именно в те
годы формировались принципы нового костюма, рождались гениальные по своей прозорливости
проекты массовых форм одежды, намечались конкретные пути внедрения творческих
эталонов в массовую промышленную продукцию. Блестящее творчество пионеров нового
костюма - Надежды Ломановой, Веры Мухиной, Александры Экстер, Любови Поповой,
Варвары Степановой, Надежды Макаровой, очень разных по своим индивидуальностям,
но единодушно стремившимся к общей цели, заложило прочный фундамент теории и
практики советского моделирования.
Ссылка для скачивания книги в формате PDF
Из истории советского костюма
Вторая мировая война нанесла нашей стране колоссальный ущерб во всех сферах материальной жизни, в том числе и в области производства массовой одежды. С 1943 года постепенно начала налаживаться работа по созданию набивных тканей и выпуску гражданского платья, но еще долгое время наша промышленность не могла оправиться от ран военных лет: не хватало готового платья, ассортимент и качество оставляли желать лучшего.
Отечественная война 1941—1945 гг. не прошла бесследно и для моделирования бытового костюма — существенно изменился подход ко многим вопросам этой сложной и важной отрасли художественной промышленности. Трудности военного времени заставляли людей отбросить на задний план заботы о себе, о своем внешнем облике, сосредоточить внимание на главном — на упорном труде во имя победы над фашизмом. Естественно, что приходилось заботиться об удобной и практичной повседневной одежде. Так утвердилось в послевоенной жизни, как основной вид одежды, — повседневное, деловое платье, строгое и простое, которое могло выглядеть модным в течение нескольких лет благодаря своей спокойной нейтральности.
В первые послевоенные годы отчетливо проявляется стремление изменить характер моды — отойти от угловатого и резкого военизированного силуэта к более мягким женственным линиям. С 1947 года эта тенденция становится все отчетливей, а к 1950 году окончательно формируется новый силуэт — естественно и плавно вторящий контурам фигуры. Юбки удлиняются и делаются расклешенными, подплечники исчезают.
Несмотря на большие трудности, связанные с восстановлением экономики страны, огромное внимание уделяется в те годы производству одежды, как одной из важнейших отраслей промышленности, имеющей большое народнохозяй-ственное значение. В 1949 году Московский дом моделей одежды был реорганизован в Общесоюзный и одновременно открыты дома моделей в Ленинграде, Новосибирске, Горьком, Ростове-на-Дону.
Однако в самом творческом направлении советского декоративно-прикладного искусства, так же как и в архитектуре, был взят неверный курс. Непонимание специфики прикладного искусства привело к тому, что его рассматривали не как большую и самостоятельную область творчества со своими особыми задачами, а в ряду изобразительных «чистых» искусств. В архитектуре того времени господствуют помпезность, украшательство, разработка фасадов в стилях прошлых эпох, а художники-прикладники трудятся над уникальными дорогими вещами выставочного, а не массового характера.
Примерно та же картина наблюдается и в творческих лабораториях художников бытового костюма. Основными принципами моделирования стали весьма смутно понимаемый в применении к прикладному искусству «социалистический реализм и абсолютная самостоятельность направления советской моды». Вот что говорилось на одном из совещаний в 1949 году: «Новые формы одежды должны быть освобождены от чуждого нам западного влияния, они строятся на принципах социалистического реализма и на базе освоения искусства народов СССР». На практике это означало — изоляция от мирового опыта. Это привело к механическому перенесению национальных особенностей, нередко архаических, в современный костюм.
Из народной одежды прошлых лет заимствовали элементы кроя, декора и силуэт. Подобно фасаду здания, перед платья нес большую декоративную нагрузку: сложные по крою и оформлению рукава, многодельная строчка и вышивка, отдельные элементы старинных одежд, нередко военных и праздничных, механически переносились в бытовую современную одежду. Эклектизм и тенденция к украшательству сводили на нет отдельные творческие находки талантливых художников, таких, как Ф.Гореленкова, Е.Федотова, М.Плотникова. Но, пожалуй, самым серьезным недостатком этого направления были культивирование уникальных образцов, в большинстве своем неприемлемых для массового производства. Экспериментальная работа столь же необходима в искусстве костюма, как и в других видах декоративно-прикладного искусства, ибо в ней концентрируются ведущие идеи времени, его основные тенденции. Но «уникумы» одежды конца 40-х — начала 50-х годов были оторваны, с одной стороны, от интернационального направления моделирования, с другой — от технологических особенностей производства тех лет и потому бесперспективны. Слишком прямое следование народной одежде, подражание стилям разных времен и народов, само отношение к вопросу преемственности и развитию национальных традиций — узкое и прямо-линейное, не столько двигало вперед, сколько тормозило развитие нашего моде-лирования.
В эти годы продолжалась творческая деятельность Н.Макаровой, в новых и довольно трудных условиях развивавшей традиции ламановской школы моделирования. Ее работам присущи большая самостоятельность, поиск простоты кроя, в которых заключалась, по глубокому убеждению художника, подлинная красота. «Я всегда добивалась максимальной простоты и лаконичности в форме (крое) для достижения большей выразительности той идеи, которую хотела осуществить в модели, стараясь при этом учесть наименьшую затрату материала и труда. Я считаю, что настоящая простота (и, конечно, не упрощенчество) и естественность, а не надуманность формы выражают подлинную элегантность костюма, чуждую манерности, являются признаком хорошего вкуса». В результате глубокого изучения основ народного костюма, наблюдения и осмысления природных форм рождались своеобразные модели женского легкого платья. Форма цветка нередко подсказывала модельеру крой юбки, окраска животных и птиц — распределение и сочетание цветовых пятен на женских платьях или детских головных уборах. Излюбленные цвета моделей Макаровой: серый и различные комбинации черного и белого, дававшие массу вариантов в костюме. Принципиально важным для творчества Макаровой было ее умение при создании модели помнить об образе человека, для которого она предназначалась, и о возможностях и способах массового воспроизведения своих моделей.
Наряду с Макаровой работали такие известные мастера, как Колесникова, Жаренова, Пешкин, Самаров — в Москве; Соловьева, Шуб, Финкельштейн и др. — в Ленинграде, выполнившие в эти годы много хороших моделей и для швейных фабрик. Так, модельер Колесникова разрабатывала модели верхней одежды, в которых утилитарность, чувство формы и логика кроя сочетались с простотой и высоким профессиональным мастерством. Много подлинно нового в разработке общей композиции, в крое и в отделке было в моделях пальто и костюмов В.Горовиц и А.Черемных. Народные традиции в их вещах ощущались лишь как намек. Период искусственной изоляции советского моделирования не мог длиться долго — международные связи СССР росли с каждым годом. На основе взаимной договоренности страны социалистического лагеря начиная с 1950 года стали систематически проводить международные конгрессы мод и совещания. На первом конгрессе в 1953 году в Праге стали совершенно очевидными недостатки нашего моделирования. В наши дни попытки изолироваться от общего направления в моделировании кажутся нелепыми и обреченными на неудачу, ибо мода — интернациональна, она преодолевает национальные, а подчас и социальные барьеры, распространяясь в разных странах, среди разных слоев населения. Однако характер моды несколько видоизменяется, принимает оригинальные оттенки, приспосабливаясь к жизненному и бытовому укладу каждого народа, климатическим условиям и культурным традициям. Соответственно изменяются и задачи национальных школ моделирования — они заключаются в сочетании общих принципов современного модного направления со специфическими особенностями и уровнем производства той или иной страны.
1 и 2. Е.Федотова 1947 3 и 4. М.Плотникова 1948 5. Н.Макарова 1948
Все эти сложные и во многом дискуссионные вопросы современной моды обсуждались художниками в процессе совместной работы на международных конгрессах. Так, в начале 50-х годов намечается тенденция согласованно устанавливать общие принципы модного костюма в странах социалистического лагеря. В дальнейшем постепенно утверждались новые принципы и в прикладном искусстве и в архитектуре — функциональность, утилитарность, органическая связь эстетического начала с практической целесообразностью. Переосмысливалась роль материала в зодчестве, его природные свойства выявлялись и подчеркивались в архитектуре здания.
Вслед за этим и искусство одежды претерпевает соответствующие изменения: костюм становится все более немногословным, построение моделей логически ясным и конструктивным, чаще сама ткань определяет характер костюма. В основе всех этих преобразований лежали подлинные демократические принципы, ориентирующие прикладные искусства и архитектуру на массовость: типовое проектирование в зодчестве, тиражирование в швейном производстве.
Процесс становления стилевых начал в области одежды шел постепенно и во второй половине 50-х годов было еще немало трудоемких вещей: сложных, дробных и вычурных. Художники пытались органически слить в своих моделях современное модное направление и национальные традиции русского костюма. Модельеры Москвы, Ленинграда и других городов научились в эти годы избегать ненужной этнографичности и громоздкости, их вещи становились проще и строже в соответствии с общим направлением прикладного искусства и архитектуры.
Понимая всю важность связи моделирования с массовым производством, некоторые художники налаживают контакты непосредственно с предприятиями — текстильными, галантерейными. К.Божнева и М.Вышеславцева совместно с художниками текстильного рисунка добивались выпуска тканей по своим эскизам. Первыми, настойчиво и упорно, они внедрили эти модели в массовое производство. И в 50-е годы художники продолжали создавать образцы женского и детского костюма с использованием национальных мотивов. Они отдали много сил разработке и внедрению специальных недорогих отделок по народным орнаментам в виде узкой тесьмы, цветного шнура, очень тактично украшавших женскую и детскую одежду.
6. Н.Макарова 1948 7 и 8. Д.Колесникова 1948 9. Ф.Гореленкова 1951 10. Н.Голикова 1951
В содружестве с текстильщиками «Красной розы», «Трехгорной мануфактуры» начали работать в те годы и другие художники Московского и Ленинградского домов моделей. Однако эти связи, как, впрочем и теперь, не носили постоянного и прочного характера, не были закреплены организационно. Тогда уже художники-модельеры пытались доказать, что искусство одежды требует ансамблевого решения и что костюм — это комплекс, включающий головной убор, обувь, сумку, шарф, перчатки, пояс, ювелирные украшения.
Тогда же в Москве проходил очередной VIII международный конгресс моды, где участвовали все дома моделей страны совместно с предприятиями смежных отраслей; к тому времени были открыты Дом моделей обуви и Дом моделей трикотажных изделий. На конгресс художники представили продуманные и строго согласованные ансамбли, подчиненные единому творческому замыслу, — это был плод совместных усилий модельеров, обувщиков, работников галантерейной промышленности. Однако осуществить ансамбль в массовом производстве оказалось чрезвычайно трудно и решить эту задачу не удается по сей день. Здесь сказываются многие факторы и прежде всего разобщенность в работе различных отраслей легкой промышленности, ведомственные барьеры, недоучет фактора взаимовлияния моды и экономики.
Интересную и большую работу проделали советские модельеры вместе с коллективами художников текстильных фабрик к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве в 1957 году. Созданные ими яркие и праздничные костюмы из недорогих материалов пользовались большим успехом, а простые открытые блузки — гладкие и из набивных красочных тканей в сочетании с пышной юбкой «бочонком» стали очень популярны и в течение нескольких лет составляли любимый костюм молодежи.
К концу 50-х годов начали воплощаться в жизнь основные черты нового направления в моде: конструктивная простота и функциональность, строгая обоснованность и лаконизм декоративного оформления, выявление и подчеркивание природных свойств и красоты материала. И в характере архитектурных сооружений, в особенностях жилых и общественных интерьеров, в мебели, в посуде — во всем чувствовалось это единство принципов, стремление к простоте, к стройному ансамблю, к синтезу.
11. Н.Божнева и М.Вышеславцева 1951 12 и 13. В.Аралова 1958 14. Т.Кузнецова 1962
О возросшем интересе к искусству костюма свидетельствовали доклады на совещаниях домов моделей и международных конгрессах. Появились популярные брошюры о современном массовом костюме. Глубоко и научно обоснованно многообразная проблематика этого вида прикладного искусства начала освещаться в журнале «Декоративное искусство СССР». «Журнал мод», специальные сборники Общесоюзного дома моделей одежды и журналы мод, выходящие в разных городах страны, много внимания уделяли вопросам культуры костюма, единству стиля одежды с окружающей средой.
Если в целом характеризовать новые принципы в одежде, то они выражают-ся словами «проще и меньше». Действительно, платья становятся все лаконичнее, строже, уменьшаются в объеме. В 1957— 58 гг. наряду с приталенным отрезным платьем впервые провозглашается модным прямой рубашечный силуэт.
Модой принято называть те отдельные частые изменения в силуэте и элементах костюма — в формах рукавов, воротников, в художественном оформлении, которые мы постоянно наблюдаем. Мода быстротечна, она возникает как естественное желание к новизне, смене, часто контрастной смене зрительных впечатлений. Не всегда предложения художников приживаются, нередко их отвергают сразу — чаще всего мода господствует некоторое непродолжительное время, и лишь иногда то, что провозглашается как мода, является отражением нового стилевого направления в архитектуре и прикладных искусствах в целом. А стиль в одежде — это основополагающие принципы, которые характеризуются силуэтом, соотношением пропорций, общим характером костюма, т. е. более устойчивыми признаками и большей длительностью существования.
Так именно случилось с прямым рубашечным силуэтом. Не сразу, а лишь через 2—3 года он был признан главным, общепринятым и до сих пор с несколькими вариациями остается ведущим. Утверждение прямого силуэта не было случайным, это явление глубоко закономерно. Характер простой и лаконичной одежды соответствовал общему направлению поисков и в других видах искусства. Простота исполнения вещей рубашечного покроя на массовом фабричном конвейере также имела первостепенное значение, ибо творчество художников-прикладников ориентировалось прежде всего на промышленное производство.
Искусство костюма связано тесными узами с экономикой, состоянием и уровнем производства. С середины 50-х годов бурными темпами начала развиваться химия искусственных волокон, возникли совершенно новые материалы: капрон, лавсан, поролон и другие, Ткани из этих волокон, упругие и прочные, начали диктовать и формы костюма. Акценты художественной выразительности переместились от приемов декоративного украшения к свойствам и характеру материала. Прямой силуэт подчеркивал и выявлял эти свойства.
Таким образом, через тридцать с лишним лет в искусство костюма вернулись и восторжествовали те разумные конструктивные начала, которые сформулировали художники революционной эпохи 20-х годов. Однако это не было повторением их опыта, а творческим развитием основных принципов на базе современной экономики и неизмеримо возросших возможностей производства.
В 1958 году проводился всесоюзный конкурс одежды. Среди главных требований выдвигались следующие: создание моделей массовой одежды из недорогих шерстяных, хлопчатобумажных и льняных тканей, создание современных образцов с мотивами народного костюма. Первую и вторую премии получила В.Аралова за модели платьев рубашечного типа — «Плахта» и «Суздаль». Четко читающийся прямой силуэт платья «Плахта», удачное использование недорогого искусственного белого шелка с алой широкой полосой вышивки по подолу делали модель одновременно и современной и близкой украинскому народному костюму. Теми же чертами отмечено и другое платье — «Суздаль» — искусственный шелк и вышивка на кокетке из льняного сурового полотна. Нетрудно заметить общие творческие принципы в этих работах В.Араловой и Н.Ламановой — та же конструктивная ясность замысла, четкость и лаконизм силуэта, декоративный эффект — цвет материала и вышивки. Для творчества В.Араловой характерна глубина и самостоятельность поисков, широкий творческий диапазон и, как особенно ценное для художника-модельера качество, — то чутье, которым обладают лишь немногие в этой области и которое помогает им раньше других почувствовать и уловить тенденцию моды.
Как уже говорилось, с конца 50-х годов в планах работы художников-модельеров основным становится разработка образцов для массового производства. В связи с этим особую важность приобрели вопросы конструирования, умение учесть при создании модели особенности поточной фабричной линии и ее возможности. Многие дома моделей вслед за Общесоюзным начинают переходить к конструированию по одной основе, что значительно упрощает производственный процесс и в то же время сохраняет возможность существования различных фасонов. Работа над строгим и элегантным повседневным костюмом приобретает постепенно творчески зрелый и целеустремленный характер.
В ассортименте современной одежды именно такой деловой костюм стал самым распространенным, Он наиболее полно отвечает одежды больше, чем в других, проявить творческую фантазию и свою индивидуальность. Своеобразны по цветовой выразительности нарядные платья Т.Осмеркиной (особенно «Россия»), эффектны и элегантны модели Т.Файдель, смелы по замыслу и неожиданны по форме вечерние туалеты Л.Телегиной. Нетрудно заметить, что женская служебная и вечерняя нарядная одежда, несмотря на их стилевую близость, строятся на двух противоположных эмоциональных началах: в одном подчеркнута стремительность и деловитость, спортивность, близкая к мужскому костюму, в другом изящество, мягкость, тонкая женственность.
Новые синтетические материалы находят широкое применение в производственной, верхней и спортивной одежде. Немало интересных по замыслу спортивных ансамблей рождается у художников, но они далеко не всегда находят достаточный выход в массовое производство или выпускаются в виде разрозненных и измененных брюк и стандартных курток.
Современному детскому костюму свойственна спортивность, практичность и простота. Художники по детской одежде — М.Вышеславцева, Р.Тимченко и др. — создают немало разнообразных вещей: легких спортивного типа комплектов, комбинезонов, курток, декоративных платьев с фартучками. Создание фирм детской одежды, в частности фирмы «Юность», объединившей семь подмосковных производств, несколько улучшило и ассортимент, и качество детских вещей, но коренных изменений в этой важной отрасли не произошло.
Многое предстоит сделать в области детского костюма. Выбор тканей с детским рисунком чрезвычайно ограничен, что очень сковывает творчество художников и сказывается на массовых промышленных изделиях. Модельеры прилагают немало усилий при разработке детских вещей, проявляя богатую фантазию и мастерство. Сочетанием различных по фактуре тканей, с помощью всевозможных ярких отделок они пытаются оживить эти вещи, придать им особую выразительность.
За последнее десятилетие возникло немало новых моделирующих организаций, научно-исследовательских лабораторий, изучающих свойства и возможности новых материалов. В Виалегпроме был создан отдел моделирования одежды, начало работать специальное художественное конструкторское бюро — СХКБ одежды Министерства легкой промышленности РСФСР.
В настоящее время все больше внимания уделяется проблемам взаимосвя-зи и взаимовлияния моды, экономики и промышленного производства. Стало очевидным, что мода, будучи тесно связана с экономикой, может благоприятно влиять на производство, способствуя его прогрессу.
Попытки решить сложные проблемы моды, промышленности и экономики делает СХКБ одежды. Работая в тесном контакте со смежными отраслями производства, художники бюро участвуют во всех стадиях выполнения своих работ — от создания эскизов ткани, модели, обуви и т. д. до выпуска их в готовых изделиях.
Большой творческий вклад внесла в работу бюро Т.Кузнецова, создавая простые и одновременно изящные вещи. Художница разработала образцы стеганых спортивных капроновых курток, ставших вскоре столь популярными; она автор пляжных комплектов (купальники и халаты) из ярких красочных тканей, в короткие сроки освоенных швейным производством, и многого другого.
Процессы, протекающие в современном искусстве костюма, свидетельствуют о настойчивых поисках новых путей в моделировании и массовом производстве одежды. Однако успешное решение этой сложной задачи возможно лишь с помощью авторитетных планирующих организаций, обладающих большими полномочиями и способных поэтому внести серьезные изменения в существующую систему. В настоящее время многие творческие достижения художников-модельеров не находят должного отражения в массовом промышленном производстве.
К 50-летнему юбилею Советской власти наше моделирование приходит с большими успехами, планами и задачами.
Характерным явлением в современном советском искусстве костюма является повышение творческой роли труда художника. Теперь можно говорить не только о художнике-модельере, но и о рождении художника нового типа, художника костюма, художника-дизайнера — творца идей. Смелый творческий поиск помогает нашему моделированию активно участвовать в формировании современной массовой мировой моды. Работа этих художников основывается как на новейших достижениях сегодняшнего искусства костюма и знании модных течений, так и на пристальном изучении истории отечественного костюма и других видов русского искусства.
О расширении творческого кругозора свидетельствуют натурные живописные и графические работы и зарисовки костюма совершенно нового характера. В своеобразных эскизах не просто отражены особенности задуманной модели, а нечто большее. Это скорее эмоциональные «образы» будущих моделей. Они воспринимаются как особый способ выражения творческого мышления модельера, его индивидуальной манеры. Отталкиваясь от таких самых общих и вместе с тем принципиально важных замыслов будущего костюма, художник переходит к более детальной разработке модели, его идея воплощается в более детализированном и уже менее художественно выразительном деловом рабочем рисунке, который становится основой реального образца. Очень своеобразны эскизы В.Зайцева, Л.Телегиной, Н.Аршавской, Т.Осмеркиной, С.Качарава, И.Чижонковой, Г.Зейналова и др.
В моделях Лины Телегиной прошлых лет уже можно было встретить немало элементов, ставших модными к середине 60-х годов. Острое художественное чутье и самостоятельность отличают лучшие ее работы — из числа последних можно назвать оригинальные и современные платья из русских ситцев, исполненные ею и группой художников ОДМО на экспорт, модели для выхода-приветствия нашей делегации на выставке в Монреале. Эти вещи возникли как результат творческого изучения и осмысления замечательных традиций русского старинного костюма.
Много и плодотворно работает над молодежной женской и мужской одеждой В.Зайцев. В поисках особой выразительности и художественной законченности он пытается органично соединять остроту современной моды и эмоциональность русской старины, акцентируя цвет и элементы формы. От древнерусской архитектуры, ее пропорций и ритмов, от отдельных элементов форм (в частности, полуциркульных арок, закомар и т. д.) отталкивается В.Зайцев в разработке серии новых модных платьев. В них вводятся овальные кокетки, декоративные языкообразные детали отделки, полосы плетеных из ткани косичек. Звучные локальные цвета работ Зайцева подчеркивают и выявляют особенности форм одежды.
В юбилейном 1967 году в творчестве художников костюма можно отчетливо проследить стремление отобразить в своих работах мотивы одежды героической революционной эпохи и гражданской войны. С другой стороны, богатейший материал для творческой фантазии представляет сегодняшний день и прежде всего тема освоения космоса. Художники Виалегпрома создали ансамбли для молодежи по мотивам красноармейской формы (Н.Пантелеймонова, девиз «Красные дьяволята»), перекликающиеся с ней в общем характере конструктивного решения и в деталях. Вместе с тем в этих моделях подчеркнуто остро проступает линия современной моды. Все это придало им несколько утрированно театральный оттенок, но он вполне оправдан. Не следует забывать, что это творческий образец, который концентрирует особенности модного направления и должен скорее задать тон, чем породить тысячи себе подобных копий. В жизнь обычно входят более «успокоенные» и практичные вещи, иногда лишь отдаленно какими-то элементами напоминающие модный эталон. Кроме того, романтическая тематика в одежде обращена к молодежи 16—18 лет, наиболее любящей моду в ее чистом виде — острую, броскую, неожиданную.
Творческие работы последнего периода свидетельствуют об усложнении кроя (новые формы вырезов рукавов, новое сопряжение частей платья) и средств декоративного оформления.
На Всемирную выставку «Экспо-67» в Монреаль была направлена большая, разнообразная коллекция моделей, наиболее полно отражающая состояние и тенденции нашего современного искусства костюма. В нее вошли повседневные практичные ансамбли одежды, уникальные образцы, несущие идеи перспективной моды, и часть коллекции, специально разработанная на основе мотивов одежды народов СССР. И если в целом все вещи укладываются в общее стилевое современное модное направление, то почти каждая модель несет в себе те самобытные драгоценные идеи, которые могут представить богатую пищу для модельеров, разрабатывающих моду будущего. К сожалению, между творческими предложениями художников и промышленностью все еще сохраняется разрыв, который и мешает общему прогрессу в этой важной отрасли производства. Свидетельством серьезных достижений советского искусства бытового костюма является успех наших моделей на международных выставках и конкурсах, где они неоднократно получали призы, почетные дипломы и медали.
В заключение следует отметить одну характерную черту советского искусства костюма, развивавшуюся на протяжении всего пятидесятилетнего пути: тенденцию его к простоте и деловитости, к практическим удобствам и целесообразности, которая пробивалась сквозь налет скоропреходящих веяний моды, временных неверных установок и многих других факторов. В поисках наших художников-модельеров, начиная с Н.Ламановой и кончая молодежью 60-х годов, в их дерзновенных и, казалось бы, подчас нереальных проектах костюма можно почти всегда найти те драгоценные рациональные зерна, которые необходимо умело выявлять и своевременно внедрять в практику. И в таких работах заложена тенденция массовости.
Серьезные и интересные процессы, происходящие в наши дни в области создания современного костюма, разработка принципов перспективного моделирования и ансамбля, поиск новых прогрессивных форм в технологии и организации промышленного изготовления одежды знаменует начало нового этапа в искусстве советского бытового костюма, этапа, который должен привести к решению основной задачи — превратить массовую одежду промышленного производства в подлинные произведения искусства.
15. А.Черемных 1963 16. Т.Кучинская 1963 17. Л.Турчановская 1964 18. А.Донская 1965 19. Т.Файдель 1966 20. Т.Осмеркина 1967
НАЧАЛО НОВОСТИ СОДЕРЖАНИЕ САЙТА
Last modified: 24.09.2020
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-